[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Автор:
Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда. Сегодня нужно обладать блестящим умом и изобретательностью, чтобы найти свою нишу для старта прибыльного бизнеса. Но, несмотря на то что работодателей на рынке Украины очень много, они разношерстные и работают в разных направлениях/плоскостях, практически у каждого из них есть такие «универсальные солдаты», как водители, охранники (сторожа), продавцы. Именно они стали героями нашего сегодняшнего тематического номера. А начнем наше знакомство с водителей. Начнем наш разговор с [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. В нем профессионального наименования работы просто «водитель» не существует.
Все дело в том, что [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]«привязал» водителя к транспортному средству, которым тот управляет. Вот и получились такие профессиональные наименования работ*, как:
* Профессиональные наименования работ приведены на украинском языке.
—
«водій автотранспортних засобів», код КП 8322;
—
«водій автотранспортних засобів (водій таксі)», код КП 8322;
— «водій всюдихода», код КП 8331, код ОКПДТР 11447;
— «водій навантажувача», код КП 8334, код ОКПДТР 11453 и так далее.
Так что будьте внимательны при формировании штатного расписания, внесении сведений о работе в трудовую книжку работника и заполнении «кадровых» граф 12 — 15 таблицы 5 Отчета по ЕСВ.
Мы же сегодня особое внимание уделим
водителям автотранспортных средств как самой многочисленной категории водителей.
Ясно, что управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Уровень этого мастерства у водителей может различаться. Чтобы разграничить водителей с разными профессиональными уровнями, им присваивают квалификацию определенного класса. О том, как это происходит, мы с вами сейчас поговорим.
Классность водителя
Квалификация — это способность выполнять задачи и обязанности определенной работы (см.[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется
классом.
По общему правилу вновь принятый работник считается водителем
III класса.
В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса
Это следует из примечания к [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Сразу же отметим, что на сегодняшний день присвоение классности водителям является
правом, а не обязанностью работодателя. Но, несмотря на это, многие работодатели все-таки «разбрасывают» водителей по классам с установлением им надбавки за классность. Этим они мотивируют водителей к (1) повышению мастерства и (2) длительной, беспрерывной работе на благо родного работодателя.
Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя).
Такой документ может называться, например, «Положение о присвоении классности водителям». При его разработке логично учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Так, для присвоения:
—
II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса
на этом предприятии не менее 3 лет;
—
I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса
на этом предприятии не менее 2 лет.
Заметьте: в непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем работу водителя на автотранспортном средстве именно
у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.
На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений
Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.
Присваивает классность водителю созданная на предприятии
квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям (см. выше).
Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).
В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит так, как показано на рисунке ниже.

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и
понижена. Но одной воли руководителя на это мало. Для этого нужны достаточные основания. Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем
Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.
А может ли работодатель оставить за вновь принятым водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы? Да, вполне. Однако это не является его прямой обязанностью (см.
письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев рекомендуем прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.
Кстати, приятным бонусом к повышению классности, как правило, являются надбавки к заработной плате. О них мы с вами поговорим в статье «Надбавки за классность» этого номера.
Кстати, водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться. Ведь их работа требует повышенного внимания и напряжения.
Медосмотры
С целью проверки состояния здоровья водителей проводят
медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Приведенная в этих документах информация систематизирована ниже в таблице.
Виды медосмотров и особенности их проведения
Вид медосмотра
| Когда проводится
| Где и кем проводится
| Чем подтверждается прохождение медосмотра
| Кто оплачивает
|
Предварительный
| Перед получением права на управление транспортным средством соответствующей категории
| В учреждении здравоохранения медицинской комиссией
| Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством
(далее — Медицинская справка)
| Как правило, кандидат на должность водителя
|
Форма медицинской справки приведена в[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает о способности водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок действия такой справки. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю.
|
Периодический
| Для водителей:
— в возрасте до 55 лет(включительно) — 1 раз в 10 лет;
— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;
— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;
— которые перевозят пассажиров и грузы(независимо от возраста) — 1 раз в год
| В учреждении здравоохранения медицинской комиссией
| Медицинская справка
| Работодатель
|
Ежесменный предрейсовый
| Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного
у перевозчика
| В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело»
| Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:
— в Журнал по форме № 137-2/о, приведенной в[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки];
— в путевой лист (при его наличии)
| Работодатель
|
Ежесменный послерейсовый
| В случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены
|
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.
Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.
Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
|
Внеочередной
| По направлению работодателя-перевозчикана основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего в[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
| В учреждении здравоохранения медицинской комиссией
| Медицинская справка
| Работодатель
|
Психиатрический
| Предварительный — перед приемом на работу.
Периодический — 1 раз в 2 года
| В психиатрических заведениях, учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты и оказывающих психиатрическую помощь по месту жительства
водителя врачом-психиатром
| Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной в[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
| Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель
|
Заметьте: если в результате обследования у водителя обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], или в случае несогласия водителя с результатами психиатрического осмотра, он должен пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.
|
Наркологический
| Первичный — перед приемом на работу.
Периодический — 1 раз в 2 года
| В наркологическом учреждении по месту проживания водителя
| Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра
| Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель
|
Если в результате профилактического наркологического осмотра у водителя выявлены признаки наркологического заболевания или он не согласен с результатами такого осмотра, этот водитель должен пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
|
Учтите:
водитель не может отказаться от прохождения медицинского (психиатрического, наркологического) осмотра.
В период прохождения медицинского осмотра за работником-водителем
сохраняем место работы (должность) и средний заработок (см. [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случае
работодатель:
во-первых,
имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к
дисциплинарной ответственности на основании [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
во-вторых,
обязан отстранить его от работы ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки])
без сохранения заработной платы. Однако надеемся, что до этого не дойдет. Медосмотры будут пройдены и водитель допущен к управлению автотранспортным средством.
Другие материалы из "Налоги и бухгалтерский учет", 2019, № 53:
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]