необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Автор: Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда. Сегодня нужно обладать блестящим умом и изобретательностью, чтобы найти свою нишу для старта прибыльного бизнеса. Но, несмотря на то что работодателей на рынке Украины очень много, они разношерстные и работают в разных направлениях/плоскостях, практически у каждого из них есть такие «универсальные солдаты», как водители, охранники (сторожа), продавцы. Именно они стали героями нашего сегодняшнего тематического номера. А начнем наше знакомство с водителей. Начнем наш разговор с необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. В нем профессионального наименования работы просто «водитель» не существует.

Все дело в том, что необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки«привязал» водителя к транспортному средству, которым тот управляет. Вот и получились такие профессиональные наименования работ*, как:

* Профессиональные наименования работ приведены на украинском языке.

«водій автотранспортних засобів», код КП 8322;

«водій автотранспортних засобів (водій таксі)», код КП 8322;

— «водій всюдихода», код КП 8331, код ОКПДТР 11447;

— «водій навантажувача», код КП 8334, код ОКПДТР 11453 и так далее.

Так что будьте внимательны при формировании штатного расписания, внесении сведений о работе в трудовую книжку работника и заполнении «кадровых» граф 12 — 15 таблицы 5 Отчета по ЕСВ.

Мы же сегодня особое внимание уделим водителям автотранспортных средств как самой многочисленной категории водителей.

Ясно, что управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Уровень этого мастерства у водителей может различаться. Чтобы разграничить водителей с разными профессиональными уровнями, им присваивают квалификацию определенного класса. О том, как это происходит, мы с вами сейчас поговорим.

Классность водителя

Квалификация — это способность выполнять задачи и обязанности определенной работы (см.необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки). Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется классом.

По общему правилу вновь принятый работник считается водителем III класса.

В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса

Это следует из примечания к необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Сразу же отметим, что на сегодняшний день присвоение классности водителям является правом, а не обязанностью работодателя. Но, несмотря на это, многие работодатели все-таки «разбрасывают» водителей по классам с установлением им надбавки за классность. Этим они мотивируют водителей к (1) повышению мастерства и (2) длительной, беспрерывной работе на благо родного работодателя.

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя).

Такой документ может называться, например, «Положение о присвоении классности водителям». При его разработке логично учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. Так, для присвоения:

II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III классана этом предприятии не менее 3 лет;

I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на этом предприятии не менее 2 лет.

Заметьте: в непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем работу водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.

Присваивает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям (см. выше).

Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).

В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит так, как показано на рисунке ниже.



Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Но одной воли руководителя на это мало. Для этого нужны достаточные основания. Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.

А может ли работодатель оставить за вновь принятым водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы? Да, вполне. Однако это не является его прямой обязанностью (см.письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев рекомендуем прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.

Кстати, приятным бонусом к повышению классности, как правило, являются надбавки к заработной плате. О них мы с вами поговорим в статье «Надбавки за классность» этого номера.

Кстати, водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться. Ведь их работа требует повышенного внимания и напряжения.

Медосмотры

С целью проверки состояния здоровья водителей проводят медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки и необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. Приведенная в этих документах информация систематизирована ниже в таблице.

Виды медосмотров и особенности их проведения

Вид медосмотра

Когда проводится

Где и кем проводится

Чем подтверждается прохождение медосмотра

Кто оплачивает

Предварительный

Перед получением права на управление транспортным средством соответствующей категории

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством

(далее — Медицинская справка)

Как правило, кандидат на должность водителя

Форма медицинской справки приведена внеобходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает о способности водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок действия такой справки. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю.

Периодический

Для водителей:

— в возрасте до 55 лет(включительно) — 1 раз в 10 лет;

— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;

— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;

— которые перевозят пассажиров и грузы(независимо от возраста) — 1 раз в год

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Ежесменный предрейсовый

Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного

у перевозчика

В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело»

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:

— в Журнал по форме № 137-2/о, приведенной внеобходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки;

— в путевой лист (при его наличии)

Работодатель

Ежесменный послерейсовый

В случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.

Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.

Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки).

Внеочередной

По направлению работодателя-перевозчикана основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего внеобходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Психиатрический

Предварительный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В психиатрических заведениях, учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты и оказывающих психиатрическую помощь по месту жительства

водителя врачом-психиатром

Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной внеобходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Заметьте: если в результате обследования у водителя обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, или в случае несогласия водителя с результатами психиатрического осмотра, он должен пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.

Наркологический

Первичный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В наркологическом учреждении по месту проживания водителя

Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра

Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате профилактического наркологического осмотра у водителя выявлены признаки наркологического заболевания или он не согласен с результатами такого осмотра, этот водитель должен пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки).

Учтите: водитель не может отказаться от прохождения медицинского (психиатрического, наркологического) осмотра.

В период прохождения медицинского осмотра за работником-водителем сохраняем место работы (должность) и средний заработок (см. необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки и необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки).

А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случаеработодатель:

во-первых, имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности на основании необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

во-вторых, обязан отстранить его от работы (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки) без сохранения заработной платы. Однако надеемся, что до этого не дойдет. Медосмотры будут пройдены и водитель допущен к управлению автотранспортным средством.

Другие материалы из "Налоги и бухгалтерский учет", 2019, № 53:
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

Подписаться на необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки