[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Авторы:
Вороная Наталья, редактор,
Свириденко Алла, налоговый эксперт,
Чернышова Наталья, налоговый эксперт.
По велению судьбы, а точнее — законодателя, приближение конца года для каждого работодателя ознаменовывается необходимостью проведения годовой инвентаризации активов и обязательств. И вот очередной инвентаризационный «забег» уже на носу. Поэтому самое время повторить основные моменты, касающиеся проведения этого мероприятия, нюансы, связанные с инвентаризацией отдельных активов и обязательств, и правила отражения результатов инвентаризации в учете, а также вспомнить о материальной ответственности работников, которую могут повлечь нежелательные результаты инвентаризации. Всю эту информацию, щедро приправленную образцами заполнения отдельных инвентаризационных документов, вы найдете в спецвыпуске. Нет смысла начинать инвентаризацию, не понимая основных аспектов ее проведения: для чего она нужна, в каких случаях и в какие сроки ее проводят.
Поэтому прежде чем окунуться в рассмотрение порядка инвентаризации конкретных активов и обязательств, остановимся на этих базовых вопросах. Также поговорим об инвентаризационной комиссии, рассмотрим, какие документы составляются до и во время инвентаризации, и разберем этапы проведения этого мероприятия.
1.1. Вникаем в основы
Виды и задачи инвентаризации
Прежде всего запомните: проведение инвентаризации — это не желание, а
обязанность каждого предприятия, установленная [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
В общем случае «дирижирует» процессом инвентаризации [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Именно оно содержит порядок и сроки проведения инвентаризации большинства активов и обязательств.
Вместе с тем для некоторых специфических активов (например, нефти и нефтепродуктов, спирта) законодательство устанавливает особые правила проведения инвентаризации. Учитывайте это!
Кроме того, отдельные министерства разрабатывают дополнительные рекомендации по инвентаризации активов и обязательств на предприятиях, входящих в сферу их управления.
Например, сельхозпредприятия могут руководствоваться методрекомендациями, приведенными в
приложении к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023. Естественно, в части, не противоречащей [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Но специфические «инвентаризационные» правила мы сегодня оставим за кадром. Объект нашего внимания в этом номере — порядок проведения инвентаризации, предусмотренный [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Инвентаризация бывает разной. Ее виды приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Виды инвентаризации
Вид инвентаризации
| Описание
|
По объему проверяемого имущества
|
Полная (сплошная)
| Охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду либо находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния.
Также сплошной проверке подлежат активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах
|
Выборочная (частичная)
| Цель выборочной инвентаризации — установить состояние и наличие отдельных ценностей в месте хранения. Например, предприятие проводит выборочную инвентаризацию тех ценностей, по которым поставщик отказался удовлетворить претензию относительно их недогрузки или когда подобные претензии поступили от покупателей
|
По основаниям проведения
|
Плановая (предсказуемая)
| В отношении такой инвентаризации предприятия утверждают сроки проведения и осуществляют подготовительные работы по группированию, размещению материальных ценностей в порядке, удобном для подсчета, измерения и взвешивания, заблаговременно
|
Внеплановая (внезапная)
| При каждой внезапной инвентаризации начало подготовительных мероприятий, а также завершение работы с документами по движению ценностей и определение их остатков на начало инвентаризации происходят в присутствии инвентаризационной комиссии
|
Инвентаризацию проводят с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.
Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку. При этом
обеспечиваются ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]):
— выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;
— установление излишка или недостачи активов путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
— выявление активов, которые частично утратили свои первоначальные качества и потребительские свойства, устаревших, а также неиспользуемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения;
— выявление активов и обязательств, не соответствующих критериям признания.
Проведение инвентаризации обеспечивает
руководитель предприятия. Его задача — создать необходимые условия, определить объекты инвентаризации, ее периодичность и сроки, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
О том, когда инвентаризация обязательна, мы говорили в спецвыпуске [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Здесь лишь напомним, что она в обязательном порядке должна быть проведена перед составлением годовой финансовой отчетности ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Таким образом, ежегодно до даты баланса следует проводить сплошную инвентаризацию активов и обязательств (см. табл. 1.1). При этом необходимо соблюдать сроки, установленные [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] (см. табл. 1.2).
Заметьте: инвентаризировать недвижимость можно 1 раз в 3 года.
Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.
При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц.
По решению руководителя предприятия инвентаризация библиотечных фондов может проводиться по установленному им графику в течение года. Инвентаризацию книжных памятников проводят ежегодно.
Сроки годовой инвентаризации
Теперь рассмотрим сроки проведения годовой инвентаризации (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2. Сроки проведения годовой инвентаризации активов и обязательств
№ п/п
| Вид активов и обязательств
| Когда проводим инвентаризацию
|
1
| Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.)
| В период 3 месяцев до даты баланса
|
Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)
|
Текущие биологические активы
|
Дебиторская и кредиторская задолженности
|
Расходы и доходы будущих периодов
|
Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)
|
2
| Незавершенные капитальные инвестиции
| В период 2 месяцев до даты баланса
|
Незавершенное производство и полуфабрикаты
|
Финансовые инвестиции
|
Денежные средства
|
Средства целевого финансирования
|
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование
|
3
| Объекты основных средств, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы
| До временного выбытия с предприятия
|
Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия
|
1.2. Инвентаризационные комиссии
Для проведения инвентаризации на предприятии создают
инвентаризационную комиссию ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Ее состав утверждается распорядительным документом руководителя предприятия.
В состав комиссии включают:
— представителей аппарата управления предприятия;
— представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателя, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных началах);
— опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).
Возглавляет комиссию
руководитель предприятия (его заместитель) или
руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия. В случаях когда бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель субъекта хозяйствования, он возглавляет инвентаризационную комиссию самостоятельно ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут также входить члены ревизионной комиссии хозобщества.
Инвентаризационная комиссия работает круглогодично, но самостоятельно инвентаризацию обычно не проводит, а выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции (они изложены в табл. 1.3).
Вы видите только часть материала Доступ к полному тексту возможен только для зарегистрированных пользователей. Авторизуйтесь Зарегистрируйтесь
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]