[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Савченко Елена, эксперт по вопросам оплаты труда.
С февраля началась очередная активная фаза борьбы с неоформленной занятостью в сфере торговли/услуг. «Под стать» этому Президент наконец-то подписал принятый еще в прошлом году закон, смягчающий ответственность за «трудовые» нарушения (конкретно финсанкции по ст. 265 КЗоТ). Изменения уже вступили в силу. О нюансах предлагаем поговорить далее. Речь идет о [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
1. Он вступил в силу с 02.02.2020 г. (со дня, следующего за днем его опубликования). Ниже в таблице приведем новые размеры финсанкций в зависимости от вида нарушений.
1 [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
№
п/п
| Нарушение
| Финансовые санкции
| Комментарий
|
1
| Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта),
оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов
| Если нарушитель (юрлицо или ФЛП) является плательщиком единого налога групп 1 — 3 — применяется предупреждение.
Ко всем остальным нарушителям — штраф в размере 10 МЗП2 (в 2020 году — 47230 грн.) за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.
За повторное совершение нарушения в течение двух лет с даты выявления предыдущего нарушения к любому нарушителю (не важно, плательщик ЕН групп 1 — 3 или нет) применяется штраф в размере 30 МЗП (в 2020 году — 141690 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение
| 1. Обратите внимание!
Ранее размер этого штрафа составлял 30 МЗП вне зависимости от повторности и субъектности.
2. Единоналожники групп 1 — 3 могут отделаться предупреждением только за первое нарушение.
Опять же предупреждение получает субъект хозяйствования. А конкретное виновное лицо (в том числе ФЛП) в любом случае (не важно, первое это или не первое нарушение) «получит» админштраф по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Так, например, [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] за допуск к работе неоформленного работника/работников предусматривает амдинштраф 8500 грн. — 17000 грн.
3. Механизм наложения этого и других штрафов, предусмотренных [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], прописан в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]3
|
2
| Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц.
Выплата перечисленных выше выплат не в полном объеме
| Штраф 3 МЗП (в 2020 году — 14169 грн.)
| 1. Размер штрафа остается прежним.
2. Размер этого штрафа не зависит от количества работников, которых касается нарушение, продолжительности нарушения и количества случаев нарушений.
3. За какие именно нарушения будут применяться штрафы, можно прочесть в статье [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19)
|
3
| Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труде
| Штраф 2 МЗП (в 2020 году — 9446 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение
| 1. Раньше этот штраф составлял 10 МЗП.
2. Подробнее о перечне минимальных госгарантий вы можете прочесть в статье [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19)
|
4
| Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот по «солдатам предприятия»
| Если нарушитель (юрлицо или ФЛП) является плательщиком единого налога групп 1 — 3 — применяется предупреждение.
Ко всем остальным нарушителям применяется штраф в размере 4 МЗП (в 2020 году — 18892 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение
| 1. Ранее этот штраф составлял 10 МЗП.
2. Касательно единоналожников. Предупреждение получает субъект хозяйствования. А конкретное виновное лицо (в том числе ФЛП) «получит» админштраф по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] (в размере 850 — 1700 грн.)
|
5
| Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении
| Штраф 3 МЗП (в 2020 году — 14169 грн.)
| Размер этого штрафа остался прежним
|
6
| Недопуск к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении — если проверка проводится по вопросам выявления нарушений, указанных в п. 1 этой таблицы
| Штраф 16 МЗП (в 2020 году — 75568 грн.)
| Ранее этот штраф составлял 100 МЗП
|
7
| Нарушение других требований трудового законодательства, кроме перечисленных в пп. 1 — 6 этой таблицы
| При первом нарушении — штраф в размере 1 МЗП (4723 грн.) за каждое (!) такое нарушение.
Повторное нарушение в течение года со дня выявления нарушения влечет за собой штраф в размере 2 МЗП (9446 грн.) за каждое (!) такое нарушение
| 1. Ранее этот штраф применялся «оптом» в размере 1 МЗП за все выявленные такие нарушения при одной проверке.
2. К таким нарушениям, например, относятся: несоставление графика отпусков и неуведомление работников за две недели о начале отпуска; неначисление компенсации потери части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты; неприменение коэффициента корректировки согласно [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]4. Более подробный перечень найдете в статье [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19)
|
2 Минимальная заработная плата. В течение всего 2020 года — 4723 грн. 3 [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
4 [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Прощение
Скажем несколько слов о том, спасает ли выполнение предписания об устранении нарушений от штрафов по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Здесь нас ждут интересные новости.
Мы, можно сказать, уже привыкли

к положениям [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
5 о том, что если дело не касается штрафов за использование труда неоформленных работников, то работает принцип «если выполняешь предписание в установленный срок — штраф не применяется».
5 [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Многие испугались, что этот принцип «исчез» из новой редакции [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Но на самом деле это не так
6.
6 Все детали найдете в статье «[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 3). Так вот, комментируемый
Закон переписывает этот подход на новый лад.
В любом случае штраф будет, если речь идет о нарушениях из пп. 1, 5, 6, а также о повторно совершенном в течение года со дня выявления нарушении из п. 7 нашей таблицы (
абз. 2, 3, 7, 8, 10 ч. 2 [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
По остальным нарушениям выполнение предписания в срок от финансовых санкций, предусмотренных [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], спасает.
А от админштрафов спасает?
Снова-таки, мы привыкли к тому, что формулировки [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] либерализмом в этой части не блещут. Идет четкое разделение ответственности должностных лиц и ответственности объекта посещения (субъекта хозяйствования). Когда речь идет об ответственности должностных лиц ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]), «трудовой» инспектор в любом случае обязан запротоколировать админпроступок и отправить его на рассмотрение в суд
7.
7 Подробности найдете в статье «[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 18-19). Меняет ли что-то в этом плане комментируемый
Закон?
В интересующем нас контексте он оперирует таким понятием, как «меры по привлечению к ответственности». В эти меры, считаем, можно уместить и админответственность.
Возможно, законодатель хотел выстроить некую аналогию с [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
8 (где есть освобождение и от админштрафов), который суды отказывались напрямую применять к «трудовым» проверкам/штрафам.
8 [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Но четкости нет

. Поэтому, по какому пути пойдет практика — не ясно.
Не исключено, что админштрафы тоже будут «сходить с рук» в тех случаях, когда «прощаются» финсанкции (выполнение предписания в срок). Но что-то утверждать наверняка пока сложно.
«Скидка» 50 %
Интересный момент. Теперь установлено, что можно заплатить лишь половину «трудового» штрафа (финсанкции). Вторую половину могут «простить».
Что нужно для «скидки»? Нужно оперативно заплатить половину штрафа, указанную в постановлении о наложении санкции. Конкретно, в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде. В таком случае постановление будет считаться выполненным в полном объеме

.
Административного штрафа по
КоАП «скидка» не касается (касается только финсанкций по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки])! В
КоАП есть своя «система мотивации». Но если говорить о «трудовых» админштрафах, то размер штрафа может только вырасти.
Если его вовремя не уплатить.
Опять же, помним, что уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде!
Нюанс для работодателей-ФЛП
Никуда не девается нюанс, о котором мы в свое время рассказывали. ФЛП, на которого одновременно наложили и админштраф, и финсанкцию
по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], может в суде доказать, что может уплатить только что-то одно
9.
9 Детали найдете в статье [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 8). Комментируемый
Закон в этом плане ничего не меняет.
Другие материалы из "Бухгалтер911", 2020, № 6:
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]