Оксана Згурьева, глава [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки][необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Честное слово, хотелось коротко. Но изменили многое. Отдельные вещи, которые можно систематизировать, вынесу на днях в таблицу-презентацию. Но описательную часть не заменишь ничем.
Итак. С февраля имеем новый нормативный документ – Постановление 1165 КМУ, которое пришло на смену 117 Постанове. Что принесло с собой как новые критерии, так и изменение некоторых принципов работы как для плательщиков, так и для налоговиков. Обо всем по порядку.
«Отсекающие» - кого не будут мониторить. Всё те же, с учетом таких изменений:
1) Повысили планку годовой уплаты НДС для тех, кто рассчитывал пройти по высокой налоговой нагрузке. Теперь она составляет
1 млн грн вместо 400 тыс.
Это минус. 2) Добавили критерий «таблица данных плательщика» - если товар/услуга из НН содержится в
принятой таблице, такая НН мониториться не будет.
Это плюс. Но много ли тех, у которых успешно приняли таблицу? (о таблицах ниже.)
«Исключения из отсекающих» - кого мониторят обязательно: К обязательным объектам мониторинга добавлены расчеты корректировок, выписанные на неплательщика. Любые. Ранее исключение составляли только «уменьшающие» РК.
Минус.
Рисковость плательщика: Процедура: Как узнать о статусе рисковости? Если раньше о рисковости узнавали из справочной таблицы в электронном кабинете «Моніторинг ПН/РК – Відповідність критеріям ризиковості», то с февраля эта опция не работает - плательщики получают решение комиссии о соответствии плательщика критериям рисковости. Как и раньше, налоговая информация – наше всё. И раскрывать ее в решениях никто не собирается. Получение первых решений тому подтверждение – в поле «расшифровка налоговой информации» или прочерк, или текст «налоговая информация».
Способ подачи документов для выхода из рисковости – только электронный, по аналогии с жалобами на отказ в регистрации НН/РК (пояснения + копии документов). Бумажные документы не рассматриваются.
Что делать тем, кто уже подал пояснения в бумажном виде накануне нововведения? Подавать заново в электронном виде по факту получения решения о рисковости с приложением всех документов и пояснения.
Сроки рассмотрения – 7 рабочих дней за днем поступления. Иначе, если в течении сроков решение не принято, включается принцип «мовчазної згоди», и плательщик исключается из статуса рисковых. Что, впрочем, не мешает включить его в рисковые повторно.
Формально это плюс – ограничены сроки приятия решения. По факту - это риски принятия решений «на отказ», лишь бы не «мовчазна».
Что после отказа? Варианта три:
1) Повторная подача с дополненными пояснениями и документами (какими именно – остается на усмотрение плательщика, список в Постанове очень условный)
2) Обжалование такого решения в административном порядке (пока возможность такого обжалования прописана только в бланке решения о рисковости – ни Постанова, ни Кодекс такой возможности не предусматривают. Но обещают, что будет);
3) Обжалование решения в суде (после вступления решения в силу комиссия исключает плательщика из рисковых, но риски повторного включения, а также затянутости судебного процесса сохраняются).
Критерии рисковости. Матчасть: Убрали: - 205 статью ККУ в анамнезе;
- регистрацию на неподконтрольной территории;
- новых плательщиков НДС (менее 3 мес);
- ликвидация по банкротству в анамнезе у руководителя/учредителя.
Оставили: - неіснуючі, підроблені, померлі, зниклі, без відома та згоди;
- нет расчетных счетов, кроме казначейских;
- не сдана отчетность ( по НДС – два периода или по прибыли – один период);
- налоговая информация.
Исходя из вышеизложенного. Еще раз подтверждаем, что
основным и практически 100%-м основанием для рисковости есть и остается налоговая информация. В перспективе ожидаем массовое появление «новостворенних».
Комиссии. Кто какие решения принимает: Регионального уровня (ГУ по областям, Киеву и Офису крупных плательщиков): - регистрация / отказ в регистрации НН/РК;
- принятие / непринятие таблицы данных плательщика;
- соответствие / несоответствие плательщика критериям рисковости плательщика.
Центрального уровня (комиссия ГНС Украины): - непринятие таблицы;
- жалобы на решение региональных комиссий об отказе в регистрации НН/РК;
Кто в комиссии за что отвечает (отдельные функции, помимо прочих): Голова комиссии – обеспечивает формирование решений и отправку их плательщику (ранее эта функция была за секретарем);
Секретарь комиссии – оформляет протоколы заседаний.
Юристам на заметку: оформление протокола теперь не сопровождается подписанием протокола участниками заседания. Соответствующая норма была исключена из действующей редакции. Вопрос об ответственности в принятии решения стал еще более размыт.
Реестр остановленных НН/РК – прощай. Под шумок убрали реестр. Теперь информация о НН/РК, регистрация которых остановлена, будет доступна только в электронном кабинете плательщика (в его закрытой части). Что это с собой несет:
1. Невозможность контроля плательщиком своевременности принятия решений и рассмотрения пояснений комиссией.
Соответственно,
уходит право на «мовчазну згоду», которое было предусмотрено Постановлением 117. Теперь комиссия, конечно, должна рассмотреть пояснения и документы
в течении пяти рабочих (было пять календарных) дней. Но, если вдруг не сложится, то ничего ей за это не будет. Как и плательщику. Сидим ждем. Основание судебного обжалования на основании факта несвоевременного принятия решения тоже уходит.
2. Невозможность проверки, предпринимает ли ваш контрагент-поставщик какие-то действия по разблокировке таких накладных.
3. Невозможность отслеживания поэтапной процедуры обжалования по одному документу.
Порядок принятия решения о регистрации НН и отказе в такой регистрации вынесен в отдельный документ –
Приказ Минфина № 520 от 12.12.2019 р. (далее – Приказ). Согласно этому приказу, основные параметры выглядят так:
Срок подачи пояснений и копий – прежний, 365 к.д.;
Пакетная подача (одно пояснение к нескольким НН) – сохранилось;
Срок рассмотрения – 5 р.д. (было 5 к.д.), теперь без «мовчазной».
Что убрали: - Пересмотр решения центральной комиссией для плательщиков от 30 млн и для тех, кто на дату регистрации НН числился в рисковых.
Это плюс. - основания для регистрации ранее остановленной НН/РК ("принято решение о регистрации, вступило в силу решение суда, сработала «мовчазна згода» при несвоевременном принятии решения комиссией").
Это минус. В предыдущей Постанове это был п.28. Примечательно что пункт, содержащий основания для отказа в регистрации, оставили в полном объеме (бывший п. 21 Постановы 117, теперь п. 11 Приказа). Теперь основания для отказа в регистрации есть, а оснований для регистрации нет. Символично.
Таблица. Панацея или фарс? Принятие Таблицы данных плательщика налогов (далее – Таблица) означает регистрацию без мониторинга для товаров и услуг, указанных в такой таблице.
Что изменилось в условиях подачи/рассмотрения?
1. Ссылка на налоговую и другую отчетность при подаче таблицы стала обязательной (была рекомендованной)
2. Срок рассмотрения – 5 р.д., без изменений.
3. Появилась возможность обжалования решения о непринятии таблицы в суде (после вступления в силу решения суда таблица принимается налоговым органом).
Как и раньше, в решении об отказе в принятии таблицы должна быть указана причина такого отказа. Бланк решения о рассмотрении таблицы содержит три вида причин для отказа:
- налоговая информация, которая свидетельствует о проведении рисковых операций;
- несоответствие вида деятельности имеющимся основным средствам (привет, 20-ОПП!)
- прочее (указать).
Думаю, до «прочего» не дойдет.
Примечательно, что операция считается рисковой, если код приобретаемого товара не совпадает с кодом реализуемого (для чего, собственно, и нужна таблица). И именно это несовпадение кодов (рисковая операция) и является причиной для отказа в принятии таблицы. В общем, удачи всем подающим.
«Позитивка». Спасательный круг для «нерисковых». Если плательщик не является рисковым и при этом имеет позитивную налоговую историю (далее – ПНИ), его НН/РК регистрируются.
Критерии ПНИ тоже претерпели изменения.
Убрали: - объем поставки за последние 6 месяцев более 50% однотипных товаров/услуг;
- объем поставки за последние 6 месяцев более 50% на неплательщика или на освобожденные операции;
Изменили: - объем поставки до 500 тыс.грн (при этом
до 50 тыс.грн на одного контрагента) – было до 150 тыс.грн на одного;
- четыре месяца из последних шести - поставка одного и того же кода товара/услуги (
в размере 100% структуры продаж – было в размере 20%);
- остаточная стоимость ОС на конец отчетного периода
более 5 млн. грн (была более 1 млн грн) при условии, что с начала
предыдущего года (было с 01.01.17) руководитель/учредитель не менялись;
- для сельхозников: площадь
не менее 200 га (было свыше 200 га),
за которые уплачен земельный налог (раньше этого условия не было).
- Уплата ЕСВ на одного работника в размере, превышающем отчисления с МЗП более чем
в 2 раза (было в 1,5) + с начала предыдущего года руководитель/учредитель не менялись +
среднестатистическое количество работников за последние 12 мес. – не менее пяти (ранее нормы о минимальной численности работников не было);
- общая сумма уплаченных налогов за предыдущий год –
более 10 млн грн. (было более 5 млн грн)
Что сказать… Хочешь быть «позитивным» - будь либо очень мелким, либо очень богатым. Рисковость операции как она есть. 1. Про алгоритм «перевищення залишку» слышали все. Только теперь удельный вес рисковых товаров в общем остатке понижен с 75% до 50%. То есть, чтобы операция считалась рисковой, в структуре товарных остатков должно быть более 50% рисковых товаров/услуг вместо прежних 75%. При всех прочих прежних условиях.
Отдельный вопрос – что за такие рисковые товары/услуги? Раньше это был перечень кодов товаров/услуг, прилагаемый как приложение к критериям рисковости от 05.11.2018. В нынешней редакции критериев такой
перечень групп товаров (продукции) (об услугах речь уже не идет?)
определяется ГНС и утверждается соответствующим приказом, опубликованным на сайте ГНС.
Кто видел «соответствующий приказ», киньте ссылку, очень интересно. 2. Добавлен признак рисковости операции –
составление «уменьшающего» РК к НН на неплательщика, и регистрация такого РК более чем через 14 к.д после даты составления НН. Вот всё понимаю, кроме одного: почти все НН регистрируются не день в день, а в течение 15-30 дней с момента выписки (в рамках допустимых Кодексом сроков). Из чего следует, что, будь такие ошибки обнаружены в течение 14 к.д
с даты выписки (не регистрации!) НН, плательщик изменил бы данные в НН, а не выписывал бы уменьшающий РК. Теперь читаем правильно: любой уменьшающий РК на неплательщика = рисковая операция.
3. Остальные признаки рисковости операции – без изменений.
Пишите жалобы. Сроки обжалования. Из хорошего – у плательщика теперь 10 рабочих дней на обжалование решения об отказе в регистрации (было 10 календарных).
Срок рассмотрения – 10 к.д., без изменений.
Плательщик может отозвать жалобу (например, для сохранения сроков судебного обжалования), но только до принятия решения комиссией. В таком случае на основании заявления об отзыве жалобы (новая форма) плательщику направляется квитанция, а жалоба остается без рассмотрения.
От себя добавлю: бичом для плательщиков и хитом в "налоговой информации" за последний год стал переход рисковости от поставщика или (!) от покупателя, который имеет статус рисковости. Все успешно забыли о "налоговом иммунитете", который, как священную корову, преподносили плательщикам на этапе внедрения СМКОР. Уже и автоматическое возмещение НДС не такое уж и автоматическое. И кредит, оказывается, могут отменять. Так вот: ввОдите правила (какие бы дурацкие они не были) - хотя бы сами начните их выполнять. В целом, нас ждет трудный и абсурдный налоговый год. У меня всё.
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]