[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Казанова Марина, налоговый эксперт, CAP.
Видимо, «запахло жареным». И Кабмин решил-таки достать «из-под сукна» свое постановление от 11.12.2019 г. № 1165, которым утвердил новый (1) порядок блокировки НН/РК и (2) порядок рассмотрения жалоб на решение комиссий об отказе в регистрации НН/РК. Что нового предусматривают эти порядки, «с когда» они начинают действовать — обсудим в статье. Появления нового порядка блокировки НН/РК мы ожидали
1. Но КМУ его придержал. Раз уж Верховный Суд по просьбе налоговиков приостановил выполнение проигранной апелляции, решили — пусть «старый» «блокировочный» [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
2 еще «поработает».
1 Детали найдете в статье «[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 51-52). 2 Утвержден [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Но, видимо, решение кассационного суда уже «на подходе». Прогнозы не в пользу КМУ с налоговиками. Проигранная кассация — это полный паралич блокировки НН/РК. А поскольку в планы Правительства отмена блокировки НН/РК не входит, Кабмин и подсуетился с обнародованием нового блокировочного порядка — [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Как указано в тексте постановления, оно вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Опубликование произошло 23.01.2020 г. То есть новый порядок блокировки НН/РК заработает
с 1 февраля 2020 года.
Что поменялось? Принципиально качественных изменений нет

. Выполнили то требование, на котором настаивали суды, — критерии рисковости плательщиков налога, критерии рисковости осуществления операций и показатели положительной налоговой истории теперь
определены непосредственно в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Кроме того, как мы уже сообщали, сразу после принятия апелляционным судом положительного решения о признании незаконными отдельных положений [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Минфин подготовил
Порядок принятия решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (
утвержденный [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Чем, по сути, исправил еще одно нарекание, касающееся того, что согласно [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] решения комиссии о регистрации/отказе в регистрации НН/РК должны приниматься в порядке, определенном Минфином.
Ранее порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК был закреплен непосредственно в «блокировочном» [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
То есть действуют два нормативных документа, регулирующих блокировку:
— [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] (до 01.02.2020 г. — [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]);
— [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Важно! Схема мониторинга НН/РК остается прежней
3. Если НН/РК соответствует признакам безусловной регистрации — такая НН/РК не мониторится/не блокируется ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Все остальные НН/РК подлежат проверке на соответствие критериям рисковости плательщика и критериям рисковости операций ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Если плательщик соответствует критериям рисковости плательщика — все его НН/РК (кроме тех, которые соответствуют признакам безусловной регистрации) блокируются. Если плательщик не рисковый, но сама операция подпадает под критерии рисковости, то НН/РК будет блокироваться, только если плательщик не соответствует хотя бы одному показателю позитивной налоговой истории.
3 Актуальную схему в наглядном виде можно увидеть в статье «[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 33). Признаки безусловной регистрации НН/РК
Так теперь называются «критерии-иммунитеты», защищающие от блокировки. НН/РК не блокируются, если соответствуют
одному из признаков безусловной регистрации, названному в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Из
плохого — из-под «иммунитета» теперь выведены
РК к НН, составленным
на неплательщика (с типом причины «02»). Такие РК будут подлежать обязательному мониторингу (безусловная регистрация на них не распространяется). Это наряду с тем, что, как и раньше, под обязательный мониторинг подпадают и все «уменьшающие» РК.
Все РК на неплательщиков подлежат обязательному мониторингу.
Новый признак. Добавился
новый признак безусловной регистрации —
«в налоговой накладной / расчете корректировки отражена операция с товаром по коду согласно УКТ ВЭД и/или услугой по коду согласно ГКПУ, которые указаны в Таблице данных плательщика налога, учтенной контролирующим органом». Напомним, что поданная Таблица данных и раньше защищала плательщика от блокировок. Но раньше она не спасала, если плательщика включали в число рисковых. Теперь же, учитывая, что она упоминается в «иммунитетных» признаках, Таблицей можно будет «защищаться» даже в том случае, если фискалы включат вас в число рисковых плательщиков.
Единственное, как показывает практика, включение плательщика в число рисковых может стать причиной принятия комиссией решения о неучете уже ранее учтенной Таблицы. Хотя «нормативно» подкрепленных оснований для этого у налоговиков нет. Ведь [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] называет только одно основание для принятия комиссией решения о неучете ранее учтенной Таблицы — налоговиками получена информация, свидетельствующая о том, что в ранее учтенной Таблице указана недостоверная информация. Хотя в обновленной форме решения о неучете таблицы данных (
приложение 7 к [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]), как и в старой, вразрез с требованиями
п. 19 указано, что основанием для неучета ранее учтенной Таблицы может стать и
«наличие в контролирующих органах налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении плательщиком налога рисковых операций». При этом ранее суды отмечали, что принятие решения о неучете Таблицы по этому основанию незаконно
4.
4 Подробности в статье «[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 48). Учтенные ранее Таблицы данных являются действительными и после вступления в силу нового блокировочного [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] (
п. 20 Порядка № 1165).
Изменения в прежних признаках безусловной регистрации.
Объем поставки «в 500 тыс.» (признак 2). В принципе, все то же самое, что и раньше. Должны соблюдаться 4 условия:
— объем поставки по данным НН/РК, зарегистрированных в текущем месяце,
меньше 500 тыс. грн.; — поставка
одному получателю — плательщику НДС в текущем месяце не превышает 50 тыс. грн.;
— сумма уплаченного НДС в предыдущем месяце составляет
больше 20 тыс. грн. Обратите внимание! Вот тут появилась оговорка о том, что уплаченная сумма НДС должна касаться
изготовленных в Украине товаров (работ/услуг). Но, на наш взгляд, тут имеется в виду сумма НДС, уплаченная по коду бюджетной классификации
14060100 «Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг)»; — руководитель плательщика НДС занимает аналогичную должность не более чем у 3 (включительно) плательщиков налога.
Показатель налоговой нагрузки. Увеличен порог суммы уплаченного НДС за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу составления НН/РК,
с 400 тыс. до 1 млн. грн. Причем тоже сделана оговорка о том, что это сумма НДС с изготовленных в Украине товаров (опять же считаем, что это имеется в виду НДС, уплаченный на вышеупомянутый счет бюджетной классификации).
И еще небольшое примечание. Показатель налоговой нагрузки считается по формуле, как и раньше: D = S/Т.
Так вот: показатель S — это общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев сумм ЕСВ, налогов и соборов. Обратите внимание, что в новом [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] уже нет оговорок (в скобках) о том, что в эту сумму не включается импортный НДС. Но он по-прежнему не включается, поскольку в S включаются только те налоги/сборы, контроль за уплатой которых возложен на ГНС. А ГНС не контролирует уплату таможенных платежей.
Указано, что, как и прежде, показатели D и Р будут отражаться в Электронном кабинете — только уже нет упоминаний о том, на какую именно дату они будут обновляться (раньше — до 10 числа каждого месяца).
Критерии рисковости плательщика
Тут два важных момента:
(1) критерии рисковости плательщика прописали непосредственно в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
; (2) определена процедура
исключения плательщика из числа рисковых.
Критерии рисковости плательщика. Принципиально ничего не меняется

.
Исключены критерии:
—
вступил в законную силу обвинительный приговор суда и не погашена или не снята судимость относительно должностного лица (должностных лиц) плательщика налога по статье 205 УКУ; — руководитель плательщика налога и/или главный бухгалтер, и/или лицо, которое имеет право подписи, согласно данным ЕГР, зарегистрированы (перерегистрированы) по адресу, находящемуся на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и временно оккупированной территории, в понимании Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»; — плательщик налога, должностное лицо и/или учредитель которого был должностным лицом и/или учредителем субъекта хозяйствования, ликвидированного по процедуре банкротства в течение последних трех лет. Все остальные остались, в том числе и аналог прежнего
п. 1.6 «в контролирующих органах имеется налоговая информация <...>, определяющая рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК».
Процедура включения плательщика в число рисковых. Решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости будет принимать комиссия
регионального уровня (
абз. 2 п. 6).
Следует отметить, что теперь никакого автоматического включения в перечень рисковых плательщиков не будет — все только по решению комиссии. Форма решения приведена в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Такое решение должно быть направлено плательщику через электронный кабинет — в день принятия решения. Обратите внимание! Из формы решения ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]) следует, что если плательщик включен в число рисковых по причине
«наличия в контролирующих органах налоговой информации…», в решении должно быть указано, какая именно это налоговая информация.
Пару слов скажем об обжаловании решения о включении в число рисковых плательщиков. Непосредственно в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] об этом нет ни слова. Но в форме самого решения указано, что оно может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Причем комиссии центрального уровня исходя из [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] не рассматривают жалобы на решение комиссий регионального уровня о включении плательщика в число рисковых. То есть это решение обжалуется в общем административном порядке.
Процедура исключения плательщика из числа рисковых. Есть два основания для принятия комиссией решения
об исключении плательщиков из числа рисковых:
(1) инициатива плательщика. Сам плательщик может повлиять на исключение его из числа рисковых путем подачи
информации и
копий документов, свидетельствующих о его несоответствии критериям рисковости плательщика ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Такая информация и документы подаются в электронной форме. Что это за документы, указано в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], где назван тот же перечень документов, которые подаются для разблокировки НН/РК. Как показала практика, налоговиков интересует
информация, которая характеризует «реальность» деятельности плательщика. Поэтому под информацией тут нужно понимать описание хозяйственной деятельности плательщика.
Документы рассматриваются комиссией в течение
7 рабочих дней, следующих за датой их получения;
Если комиссия в течение этого срока не примет никакого решения, то плательщика
по умолчанию («автоматом») должны исключить из числа рисковых ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
(2) если налоговики самостоятельно выявят обстоятельства и/или получат информацию, которая свидетельствует о несоответствии плательщика критериям рисковости плательщика налога.
Кроме того, плательщика исключают из числа рисковых, если плательщик обжаловал решение о его включении в рисковые плательщики в суде и решение суда вступило в силу.
Критерии рисковости осуществления операций
Ранее такие критерии определялись [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. В этих критериях изменился только «основной» — по остаткам товаров. Доля «рисковых» товаров (продукции) в общей разнице между приобретениями и продажами товаров (т. е. в общем остатке всех товаров) должна составлять теперь более 50 %

(сейчас — более 75 %). То есть этот критерий ужесточили.
При этом перечень рисковых товаров (продукции) будет определяться ГНС и утверждаться соответствующим приказом,
обнародованным на официальном веб-сайте ГНС.
Показатели позитивной налоговой истории
Как и раньше, достаточно соответствовать хотя бы
одному показателю позитивной налоговой истории ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Что изменилось в показателях позитивной налоговой истории?
Упраздняются показатели поставки: «более 50 % объема неплательщикам», «более 50 % купли и продажи товара/услуги одного кода».
При этом остался показатель — плательщик осуществляет
на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из шести регистрацию НН/РК
с одним и тем же кодом согласно УКТ ВЭД/ГКПУ. Но при этом уже
нет требований по объему поставки таких товаров в общем объеме поставки (ранее — 20 % от общего объема поставки). Норма выписана так неоднозначно, что трактовать ее можно абсолютно по-разному: и (1) как улучшение (главное, чтобы
хотя бы один товар/услуга из общего объема поставляемых товаров/услуг поставлялся на регулярной основе), и (2) как ухудшение (объем поставки таких товаров должен составлять 100 %).
Остальные критерии:
1. Объем поставки по данным зарегистрированных в текущем месяце НН/РК (кроме РК, поданных на регистрацию в другом месяце, чем они составлены) должен составлять менее 500 тыс. грн. и объем поставок одному и тому же покупателю — плательщику НДС в течение месяца должен быть не больше 50 тыс. грн. (ранее — не больше 150 тыс. грн.), а руководитель не должен «сидеть» более чем
в трех таких «креслах».
2. В показателе, касающемся наличия земельных участков, указано, что еще должен быть и
уплаченземельный налог / арендная плата за землю (по наступившим срокам уплаты) в отношении задекларированных до 20 февраля текущего года земельных участков.
3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль на конец отчетного (налогового) периода должна составлять более 5 млн грн. (ранее — 1 млн грн.).
4. Уплата ЕСВ на одного работающего должна превышать сумму ЕСВ с минзарплаты в (!) 2 (было в 1,5) раза за последние 12 месяцев и (! новое) среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев должна насчитывать не менее 5 лиц.
5. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм ЕСВ, налогов и сборов («импортные» налоги не в счет) плательщиком налога и его обособленными подразделениями составляет более 10 (ранее — 5) млн грн.
Таблица данных
Об изменениях, касающихся Таблицы данных, мы рассказывали в начале статьи — НН/РК с кодами товаров/услуг, которые указаны в учтенной фискалами Таблице, подлежат безусловной регистрации.
Здесь же обратим внимание на два момента.
1. Как и раньше, Таблица подается с пояснениями, характеризующими вид деятельность, со ссылкой на налоговую и прочую отчетность плательщика. Рассматривается Таблица комиссией регионального уровня в течение 5 рабочих дней после ее получения.
В [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] указано, что в Таблице данных плательщика указываются коды товаров/услуг, которые на постоянной основе поставляются и/или приобретаются плательщиком налога, ввозятся на таможенную территорию Украины.
Также отметим, что в критериях автоматического учета Таблицы для сельхозпроизводителей уточнили, что общая площадь земельных участков должна составлять
не менее 200 га включительно по состоянию на 1 января (ранее —
более 200 га).
2. Порядок обжалования решений комиссии о неучете Таблицы. Решение комиссии об учете/неучете Таблицы (приложение 6) может быть обжаловано в административном или судебном порядке. При этом комиссия центрального уровня не рассматривает жалобы на решение комиссии регионального уровня об учете/неучете Таблицы. Обжалование осуществляется в общем административном порядке.
А вот решение комиссии о неучете ранее учтенной Таблицы (приложение 7), как следует из [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и самой формы решения, может приниматься комиссиями как регионального, так и центрального уровня. Хотя из
п. 25 следует, что принятие решений о неучете Таблицы данных (приложение 7) находится в компетенции Комиссии центрального уровня. Есть некоторая неурегулированность в этом вопросе. При этом в самой форме решения о неучете ранее учтенной Таблицы сказано, что если это решение принято: (1) комиссией регионального уровня — оно может быть обжаловано в административном или судебном порядке; (2) комиссией центрального уровня — оно подлежит обжалованию только в судебном порядке.
Снова отметим, что тут имеется в виду общий административный порядок обжалования (в вышестоящем органе). Комиссии центрального уровня не рассматривают такие жалобы.
Прочие изменения
Принятие решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК. Такие решения теперь будут приниматься только комиссией
регионального уровня без передачи их на подтверждение комиссии центрального уровня (что ранее, в частности, предусматривал [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Поэтому все решения о регистрации/отказе в регистрации НН можно будет обжаловать сначала в административном порядке.
Обжалование решений о регистрации/отказе в регистрации НН. Подать жалобу (по форме приложения 1 к
Порядку рассмотрения жалоб5) можно в общие сроки, установленные [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], т. е. в течение 10
рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения комиссии регионального уровня. Ранее — 10 календарных дней.
5 Утвержден [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Реестр заблокированных НН. В новом [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] нет ни слова об открытом Реестре заблокированных НН/РК.
Другие материалы из "Бухгалтер911", 2020, № 5:
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]