Автор:
Дмитрий Кругликов, [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
В следующие три года в Украине попробуют внедрить европейские и мировые стандарты трудового законодательства. Вызвавшее широкий резонанс [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Романа Чернеги лишать избирательного права работников-нелегалов, парадоксально пришлось на рекордное сокращение «теневого» сектора. В конце октября число задействованных в неформальных трудовых отношениях украинцев упало до минимального за десять лет уровня: 3,5 млн. человек, без учета неподдающихся точному исчислению получателей остатка зарплаты «в конверте», а также других категорий неучтенно трудящихся.
Хоть эксперты и не склонны связывать работу государства с данным фактом, выделяя в качестве причин некоторого «обеления» трудовых отношений прежде всего общеэкономические и демографические тенденции, все же в полном бездействии ответственные госорганы обвинить нельзя. Так, в рамках сотрудничества с Международной организацией труда (МОТ) и Евросоюзом уже три года в Украине действует программа борьбы с незадекларированной рабочей деятельностью.
С 2017 года в ее рамках была актуализирована статистика, проведена оценка методологий, а также выделены основные особенности и причины происхождения «серого» рынка труда в Украине. Следующий, также рассчитанный на три года, но уже с конкретными законодательными рекомендациями, проект МОТ-ЕС «На пути к безопасному, здоровому и задекларированному труду в Украине» официально заработает с 1 января 2020 года.
Именно во время презентации итогов первой «трехлетки» Роман Чернега и предложил идею найти более действенный механизм стимулирования официального трудоустройства, в качестве примера приведя «международный опыт» по лишению права голоса на выборах. Является ли заявление главы Гоструда результатом совместных с европейцами наработок, и будут ли они реализованы в следующие три года, узнавал UBR.ua.
[b]Что советуют в МОТ?[/b]
Среди предлагаемых МОТ, организацией в структуре ООН, мер есть как универсально-нейтральные, - в основном включенные в «информационный» блок проекта 2017-2019 гг., с рекомендациями пропагандировать знания о правах работников среди населения, в СМИ, школах, -, так и прогрессивные, включая создания государственной IT-базы предприятий и проблемных секторов экономики, а также максимального упрощения бюрократической процедуры регистрации соискателей.
Последнее, помимо прочего, должно быть выражено в сближении нормативно-правовой базы к трудовым реалиям с внесением в документы определений и условий работы для самозанятых, волонтеров, внедрение «коротких» трудовых договоров для сезонных и временных работ, прочее.
Особняком в рекомендациях МОТ стоят превентивные меры, с нацеленностью на ужесточение ответственности за использования неформального труда. Даже частичная имплементация последних, напомним, повлекла за собой всплеск недовольства со стороны украинского бизнеса.
В частности, специалисты МОТ рекомендуют расширить полномочия «трудовой» инспекции, исключить моратории на проверки, и предоставить госконтролерам широкие права, начиная с возможности осуществлять рейды в любое время суток, и вплоть до внедрения в законодательство юридической процедуры немедленной «декларации» найденного в результате проверки неформально занятого сотрудника, без права обжаловать решение в судебном порядке. Эта и другие меры, указанные в статье, приведены в апрельском отчете МОТ прошлого года.
«
Пока мы ни видим достаточных механизмов в руках госинспекции, хотя они предусмотрены конвенциями МОТ 81 и 129, уже ратифицированными Украиной. На внедрение этих и ряда других конвенций, в частности, нацелена наша программа на следующие три года», - констатирует координатор проекта МОТ-ЕС в Украине София Литвин.
Одна из структурных единиц ООН, часто обвиняемая в «рамочности» преподносимых решений, МОТ все же декларирует гибкость в проведении реформ для каждой страны в отдельности. София Литвин прокомментировала UBR.ua и одну из наиболее болезненных для украинского бизнеса тем: штрафных санкций для работодателей, в случае использования ими незадекларированного труда.
Повышенные ранее и называемые не иначе как «драконовскими», сегодня в Раде уже рассматривают [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Впрочем, София Литвин говорит: размер штрафа не является основным камнем преткновения.
«
Штрафные санкции рассматриваются нами как крайняя мера для работодателя. Тем не менее, размер штрафа должен быть таким, чтобы нанимателю экономически выгодней было задекларировать работника, внести за него все социальные взносы и налоги, чем практиковать незадекларированные трудовые отношения, получать штрафы, но все равно продолжать такую практику. Мы также предлагали гибкость штрафа в зависимости от размера предприятия, количества работников. При этом сумма санкции должна быть ощутима для работодателя, но не привести к окончательному закрытию бизнеса», - акцентирует внимание координатор МОТ в Украине.
Какими бы строгими не казались отдельные рекомендации «трудовых резервов» от ООН, все же настолько радикальных шагов, как лишение право голоса для неплательщиков налогов, в них не было предусмотрено, комментирует ситуацию София Литвин.
«
Практику лишения избирательного права мы не рекомендовали, и, специально не изучая этот вопрос, не могу сказать, применяется ли она где-либо в мире. Могу только сказать, что, согласно принятым нормам, основная вина и соответствующие санкции всегда накладываются на работодателя, как на лицо, принявшее окончательное решение по трудоустройству. Исключением могут быть случаи, когда работник, не декларируя свою занятость, в то же время получает льготы от государства: в этом случае он обязан их вернуть», - объясняет координатор проекта МОТ-ЕС в Украине.
Пока не ясно, какие иностранные государства имел в виду Роман Чернега и планирует ли госслужба по делам труда применять наказания в отношении наемных работников в дальнейшем: на момент публикации материала в Гоструда не успели ответить на официальный запрос UBR.ua.
[b]Что говорят эксперты?[/b]
Что касается эффективности конкретных мер, - будь то льготный период для предпринимателя, либо усиление роли госинспекций, - мнения опрошенных UBR.ua экспертов разделилось, то сам рецепт масштабной легализации трудового рынка, в целом, совпал: последующие упрощение нормативно-правовой базы, законодательная и экономическая стабильность.
HR-эксперт Robota.ua Татьяна Пашкина считает, что «если что и стало причиной определенного «обеления» украинского бизнеса в последнее время, то это скорее рыночная конъюнктура, чем государство». По ее мнению, если «послекризисный бизнес был вынужден хитрить», то сейчас, многие, «кто уже хотел», официально оформили сотрудников.
«
Общаясь с нашими клиентами, мы видим, что они, хоть иногда и вынужденно, но делают шаг на встречу своим сотрудникам и в плане обеления заработной платы, и в плане соцвыплат, медицинского страхования, но потому, что их к этому вынуждает рынок и конкуренция», - объяснила эксперт Rabota.ua.
Влияние роли госинспекций на улучшение ситуации в Украине специалист Robota.ua при этом не считает серьезным, хотя перспектива успешности госслужбы есть: главное не допускать «кумовства».
«
Если честно, у нас я не знаю ни одного такого случая, ни из прессы, ни из пресс-релиза центра занятости, чтобы по результату работы инспекции что-то изменилось на конкретном месте. В Польше, я знаю, инспекции работают, там строительство несколько лет назад тоже было серое и страшное, но благодаря тому, что их инспектора были безжалостны, ситуация поменялась и даже наших соотечественников теперь отказываются оформлять неофициально», - делится сведениями Пашкина.
Объясняя сокращение «теневого» рынка труда, Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры», в первую очередь указал на отток населения из страны. Кравец также обратил внимания на первоочередность законодательной стабильности как факта формализации трудовых отношений. По его мнению, «предоставления каких-то либо льгот для работающего «в белую» работодателей является бесперспективным в виду «нестабильного правового поля».
«
Льготы предоставят, потом отберут. Вместо этого, чтобы стимулировать работодателей правильно оформлять наемных сотрудников, должна быть нормальная законодательная база, нормальная налоговая база и предсказуемое законодательство. Я считаю, что государству стоит заняться этим, а не перекладывать свои обязанности по трудоустройству льготных категорий населения на работодателя, а с другой стороны ущемляя права простых работников. Не платят налоги и не устраивают официально не от хорошей жизни», - считает Кравец.
Не согласен с коллегой в вопросе эффективности предоставления льготных условий управляющий партнер компании «Альянс правовых сил» Виталий Собкович.
«
Если наша цель оформить всех правильно, а не всех наказать, заставив жить в страхе перед приходом проверяющего, тогда нужно, во-первых, упростить, во-вторых, дать кукую-то «морковку», стимул в виде льготного периода либо сниженных налогов для легального оформления. В будущем большая часть компаний все равно перейдет на «официальные» трудовые отношение еще и потому, что с каждым годом все сложнее находить наличные деньги», - подметил Собкович.
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]