[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Автор:
Децюра Сергей, налоговый эксперт. Приказ Минфина от 11.03.19 г. № 105 «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации об обложении налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта соевых бобов и семян сурепки или рапса» В [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] прямо прописано, что действие НДС-льготы при экспорте сои не касается операции по вывозу за границу
сельхозпредприятиями выращенной собственными силами сои. Подробности см. в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] к[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Фискалы зацепились за то, что после отмены [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] нет понятия «сельхозпредприятие». А потому, мол, пока такое определение в
НКУ не появится, все экспортеры сои должны применять НДС-льготу. То есть ГФСУ отвергла право на ставку НДС 0 % при экспорте сои аграрием, который ее вырастил.
На неправомерность этого вывода указывал Минфин в
письме от 19.10.18 г. № 11310-09-5/27170. Он вообще рекомендовал ГФС для целей неприменения соевой НДС-льготы использовать понятие «сельхозтоваропроизводитель», содержащееся в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. По мнению Минфина, это понятие в полной мере объясняет, кто именно является сельхозпредприятием.
Но фискалы не захотели ничего и никого слушать. Они отмахнулись от Минфина с формулировкой: это определение касается только уплаты сельхозЕН, а значит, на него опираться при определении того, кто не применяет соевую НДС-льготу, нельзя.
И вы знаете, это обидно. Особенно когда подчиненный (ГФСУ) говорит это в таком тоне своему руководителю (Минфину).
Масла в огонь подлил и Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики (
письмо от 07.02.19 г. № 04-27/10-128). Он утверждает, что выводы Минфина являются правомерными. Поскольку главным условием применения сельхозпредприятиями-производителями ставки НДС 0 % при экспорте сои является то, что она выращена этими аграриями на собственных или взятых в пользование землях.
Кроме того, Комитет напомнил Минфину, что именно он является
главным органом, обеспечивающим формирование налоговой политики. И именно ГФС в своих консультациях должна учитывать позицию Минфина и не допускать превышения полномочий должностными лицами контролирующих органов относительно свободной трактовки
НКУ.
Поэтому Минфин не стал откладывать дело в долгий ящик и издал Обобщающую налоговую консультацию (далее — ОНК), утвержденную комментируемым
приказом. Теперь, надеемся, все стало на свои места.
В этой ОНК Минфин прямо сказал, что освобождающий от льготы[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
отождествляет понятие «сельхозпредприятие» с понятием «сельхозтоваропроизводитель». А понятие «сельхозтоваропроизводитель» содержится в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. И именно на него следует опираться при определении, кому можно не применять НДС-льготу.
Но делать это следует с одной оговоркой: сельхозпроизводителем с целью неприменения соевой НДС-льготы может быть только предприятие, т. е. юрлицо.
Напротив, ФЛП, которые тоже по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] являются сельхозтоваропроизводителями, рассчитывать на неприменение соевой НДС-льготы не могут. На это прямо указывает [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Также Минфин уточняет, что для определения, является ли юрлицо сельхозпроизводителем, следует заглянуть в ЕГР и убедиться, внесено ли в него как основной вид деятельности производство сельхозпродукции. Если такой вид деятельности там есть, то предприятие может не применять НДС-льготу, если оно (и это самое главное) вырастило сою, которую экспортирует, на собственной или арендованной земле.
Издав такую ОНК, Минфин одним выстрелом убил двух зайцев:
(1) поставил на место ГФСУ и
(2) позволил производителю сои не применять НДС-льготу (ведь индивидуальные налоговые консультации применяются в части, не противоречащей этой ОНК).
Другие материалы из "Бухгалтерская неделя", 2019, № 12:
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]