[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Каков порядок заполнения налоговой накладной при получении вознаграждения (бонусов)? Алла Кононова, начальник отдела рассмотрения обращений по НДС Управление совершенствования косвенного налогообложения Департамента методологической и нормотворческой работы ГФС Украины
Оксана Гермаковский, главный государственный инспектор
Евгений Меньшенин, главный государственный инспектор
Согласно пп. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса маркетинговые услуги (маркетинг) - это услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.
Одним из методов, используемых поставщиками для продвижения товаров на рынке, является уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, приобретающих товары у поставщика и осуществляют их сбыт (дистрибьюторы)), которые являются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в рамках своей основной деятельности и способствуют оживлению сбыта товаров поставщика, стимулируют продвижение товаров в каналах дистрибуции.
Поскольку мотивационные и стимулирующие выплаты (премии, бонусы, другие поощрения), уплачиваемые официальным дистрибьютором (поставщиком продукции (работ, услуг)), в частности, за точность закупочных прогнозов, выполнение согласованного плана закупок, соблюдение ассортимента товаров, направляются на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), такие расходы относятся к маркетинговым услугам.
Согласно п. 185.1 Налогового кодекса объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров / услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 этого Кодекса.
Предоставление услуг в соответствии с пп. 14.1.185 п. 14.1 ст. 14 Кодекса - это любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставление иных имущественных прав в отношении таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.
Следовательно, при предоставлении продавцом вознаграждения (бонуса) покупателю в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, объектом обложения НДС являются маркетинговые услуги, которые предоставляются покупателем, а мотивационные и стимулирующие выплаты, в свою очередь, является компенсацией стоимости таких услуг.
Таким образом, у покупателя при получении мотивационных выплат (бонусов) от продавца в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, возникают налоговые обязательства по НДС на сумму полученных мотивационных выплат (бонусов).
Указанная позиция ГФС Украины изложена на общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР) в подкатегории 101.04.
Согласно п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса на дату возникновения налоговых обязательств налогоплательщик обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленный настоящим Кодексом срок.
Согласно п. 16 Порядка № 1307 в случае поставки услуги заполняется графа 3.3 налоговой накладной, в которой указывается код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг (далее - ГКПП).
Таким образом, при составлении налоговой накладной на операции по получению мотивационных выплат (бонусов) в связи с достижением определенных объемов поставок товаров в графе 3.3 «Код услуги согласно ГКПП» необходимо указывать код маркетинговых услуг.
Разработчиком Государственного классификатора продукции и услуг 016: 2010 является государственное предприятие «Научно-исследовательский институт метрологии измерительных и управляющих систем» (далее - ГП «НИИ «Система»).
Определение кодов услуг согласно ГКПП в функции фискальной службы не входит, поэтому вопрос разъяснения применения ДК 016:2010 и определения кодов для указанных в обращении услуг по рекомендации Минэкономразвития следует направить в ГП «НИИ «Система» (79008 м. Львов, ул. Кривоноса, 6).
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]