Андрей Кривещенко, [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Верховная Рада Украины хочет обезопасить незащищенное население от полной бедности, остановить рост цен на товары и услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также планируется восстановить нарушенные права на социальное обеспечение семей с детьми, привести денежные доходы населения в соответствие реальному росту инфляции, начать новые программы занятости населения и создать новые рабочие мест в Донецкой и Луганской областях.
Так, 6 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]«О первоочередных мерах по защите социально уязвимых граждан от последствий финансово-экономического кризиса».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины
Александр Долженков и
Юрий Воропаев.
Финансово-экономический кризис в Украине
Украина находится в состоянии финансово-экономического и политического кризиса, которые по своим последствиям являются более тяжелыми для экономики и населения, чем кризис, который имел место в 2008 году через объективные внешние факторы рецессии мировой экономики.
«К сожалению, бедственное положение страны в текущем году обусловлено внутренними политическими факторами, которые привели к спаду производства, росту безработицы в регионах, значительной девальвации национальной валюты, росту уровня инфляции, что привело к удорожанию товаров и услуг как для населения, так и для субъектов хозяйствования», — отмечают народные депутаты.
Различные международные финансовые институты и рейтинговые агентства только и говорят о стагнации экономики, дефолте и снижении рейтингов государственных облигаций Украины.
Статистика существующей инфляции
Уровень инфляции в государстве, который официально рассчитывается Государственной службой статистики Украины, уже достиг 16,2%. До конца года, по прогнозам аналитиков, инфляция составит 20-21%. Девальвация национальной валюты, гиперинфляция, стремительный рост цен на товары и услуги делает население Украины все беднее.
Кроме этого, рекордным ценовым скачкам подверглись тарифы на жилищно-коммунальные услуги, цены на газ и электроэнергию для населения. И это при том, что повышенные цены и тарифы в жилищно-коммунальном секторе не учтены при расчете существующего прожиточного минимума, на основе которого рассчитываются пенсии и социальные пособия.
Беспрекословно причиной этого есть много финансовых и экономических факторов, но первая волна кризиса прошла через так называемые «правительственные реформы», которые были реализованы за счет самых незащищенных категорий населения.
Так, в частности, благодаря разработанному правительством так называемому «антикризисному» Закону Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» была ликвидирована государственная помощь при рождении второго и третьего ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, на неопределенный срок приостановлена индексация пенсий.
Кроме этого, изменениями к Закону «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», которые готовились Кабинетом Министров Украины, заморожены государственные социальные стандарты; свернуты ряд социальных программ, сокращены рабочие места в бюджетной сфере; ограничены стимулирующие выплаты, надбавки и доплаты, которые установлены в предельных размерах; предоставлено право руководителям принудительно «отправлять» работников в отпуск за свой счет на любой срок.
Благодаря правительственным инициативам по внедрению налога на добавленную стоимость для лекарственных средств и изделий медицинского назначения состоялся стремительный рост цен на лекарства. Самые необходимые лекарства стали просто недоступными для нетрудоспособных и наиболее бедных категорий населения — пенсионеров, инвалидов, ветеранов.
Некоторыми решениями правительства были снижены предельные размеры и сокращены надбавки и доплаты для работников бюджетной сферы (работникам образования, медицинским работникам, работникам библиотечного фонда), что значительно отразилось и так на слишком низких доходах этой категории работников.
Состояние производственной сферы Украины
Как говорится в пояснительной записке, отдельного внимания заслуживает состояние производственной сферы Украины. Сейчас происходит значительное сокращение производства по всей территории государства, промышленность на Донбассе почти полностью остановилась. Это привело к критической ситуации в сфере занятости восточного региона страны. Вследствие массовой безработицы и отсутствия у людей элементарных средств на жизнь стремительно растет уровень бедности наших граждан.
«Безусловно, преодоление финансово-экономического кризиса должно происходить также путем сокращения государственных расходов, зарплат наиболее высокооплачиваемых государственных служащих, установления дополнительных налогов для состоятельного населения. Но ни в коем случае это не должно делаться за счет наименее социально незащищенных граждан, за счет сокращения социальных программ», — отмечают народные депутаты.
Поэтому для обеспечения предотвращения гуманитарной катастрофы, защиты социально незащищенных слоев населения Украины и преодоления негативных тенденций в сфере занятости Донецкой и Луганской областей разработан проект Закона Украины «О первоочередных мерах по защите социально уязвимых граждан от последствий финансово-экономического кризиса».
Что предусматривает в себе принятие законопроекта
Законопроектом определен ряд мер, которые будут приняты в кратчайший срок:
1) индексация пенсий и заработных плат населения.
В этой сфере предлагается:
- индексация на уровень инфляции, который определяется Госстатом, умноженный на 2, что будет отвечать реальным потребностям населения и учитывать повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, цен на лекарственные средства;
- индексация минимальных пенсий, которые исчисляются с учетом прожиточного минимума (по действующему законодательству минимальные пенсии не индексируются);
- пенсии государственных служащих, прокуроров, судей, депутатов не будут проиндексированы;
2) мораторий на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Эти меры будут предусматривать:
- мораторий применяется только к пенсионерам, инвалидам, семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид, семьям с детьми, в которых воспитываются трое и более детей, семьям, в состав которых входит инвалид, малообеспеченным семьям;
- указанные лица платят за жилищно-коммунальные услуги по ценам, утвержденным по состоянию на начало января 2014 года;
- уже уплаченные платежи по повышенным ценам перечисляются и зачисляются в будущие периоды;
- субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются при наличии лишь одного условия: если платежи превышают 15% совокупного дохода семьи, а если семья состоит только из нетрудоспособных лиц, то платежи не должны превышать 10%;
3) государственное регулирование ценообразования на отдельные группы товаров.
Реализация мероприятий в этой сфере будет предусматривать:
- утверждение правительством социально-значимых товаров, к которым включаются продукты питания и лекарства отечественного производства, цены на которые подлежат государственному регулированию;
- на продукты питания устанавливаются фиксированные цены, прибыль от продажи которых не должен превышать 5%;
- для пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны устанавливаются специальные отпускные цены на лекарственные средства отечественного производства.
4) государственная помощь семьям с детьми предлагает:
- полностью восстановить отмененную с 1 июля 2014 года помощь при рождении второго и третьего ребенка и пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
- размер при рождении первого ребенка будет составлять 40 прожиточных минимумов (41 280 грн), что соответствует действующему размера пособия;
- на второго и третьего ребенка размер будет 60 и 120 прожиточных минимумов соответственно, что будет соответствовать размеру, который действовал до отмены;
- размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста увеличен в два раза по сравнению с размером, который действовал до отмены, и будет составлять 260 грн;
- предлагается начислить эти два вида помощи на детей, которые родились с 1 июля 2014 года до дня вступления в силу этим Законом, т.е. в период после отмены этих видов государственной помощи, что будет социально справедливым западом по отношению к новорожденным и их родителей.
5) содействие занятости населения предлагает внедрить такие шаги:
- предусматриваются меры по содействию созданию новых рабочих мест и стабилизации занятости в Донецкой и Луганской областях: определяются приоритетные направления экономики; субъектам, которые будут работать в этих направлениях; предоставляется целевая государственная поддержка; расходы в Государственном бюджете Украины на эти цели должны составлять не менее 1% его расходной части;
- предусматриваются меры по содействию занятости, реализуемые Фондом социального страхования на случай безработицы за счет средств: льготное кредитование для начала предпринимательской деятельности; гарантированная занятость в течение 100 дней в год для трудоспособных лиц, которые желают выполнять неквалифицированные виды труда с оплатой в размере не меньше минимальной зарплаты.
6) меры по обеспечению погашения задолженности по заработной плате.
Бороться с задолженностью поможет принятие следующих мер:
- создается Реестр предприятий-должников, в который включаются предприятия с долгами по зарплате не менее 50 тыс. грн, или которые имеют задолженность в течение двух месяцев подряд независимо от суммы;
- в течение месяца проводится финансовый аудит в отношении всех должников, включенных в Реестр, с привлечением работников Гоструда и правоохранительных органов;
- по результатам финансового аудита принимаются меры, направленные на погашение задолженности по заработной плате и привлечении виновных лиц к ответственности.
7) для начала стабилизации экономики Донецкой и Луганской областей и создания новых рабочих мест, а также с целью восстановления условий оплаты труда некоторых категорий работников КМУ поручается:
- разработать законопроект о создании специальной экономической зоны с обеспечением особых условий для привлечения инвестиций в экономическое развитие Донбасса;
- отменить ранее принятые решения о сокращении надбавок и доплат для работников бюджетной сферы.
Следует принять меры по преодолению кризиса
Целью законопроекта является принятие первоочередных мер, направленных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса в Украине 2014 года для наиболее незащищенных категорий населения, а также стабилизация социально-экономического развития и занятости в Донецкой и Луганской областях.
Незащищенная ветвь населения получит социальное обеспечение
Принятие законопроекта позволит реализовать ряд мер, с помощью которых можно будет обезопасить наиболее незащищенное население от полного обнищания; остановить рост цен на товары и услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства для определенных категорий людей; восстановить нарушенные права на социальное обеспечение семей с детьми; привести денежные доходы населения в соответствие реальному росту инфляции; начать новые программы занятости населения и создания новых рабочих мест в Донецкой и Луганской областях; ввести реальный и действенный механизм борьбы с задолженностью по заработной плате.
Вывод Главного научно-экспертного управления
Таким образом, как свидетельствует анализ Главного научно-экспертного управления, общественные отношения, которые предлагается урегулировать в проекте Закона Украины «О первоочередных мерах по защите социально уязвимых граждан от последствий финансово-экономического кризиса», практически уже урегулированы в законодательстве Украины.
«Одновременно считаем, что в случае необходимости регулирования отдельных вопросов, которые на сегодня не урегулированы или недостаточно урегулированы, соответствующие изменения целесообразно вносить в конкретных актах законодательства, регулирующих соответствующие общественные отношения», — отмечает Главное управление.
Более детально ознакомиться с пунктами вывода Главного научно-экспертного управление можно, перейдя по [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]