Рекомендуем обратить внимание на письмо Мининфраструктуры [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], которое появилось только сейчас, хотя датировано 2015 годом. Из него можно сделать следующие выводы:
Позиция министерства: применение норм расхода топлива, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43, является обязательным для всех предприятий, независимо от формы собственности, несмотря на то, что этот документ не зарегистрирован в Минюсте. При этом министерство ссылается на разъяснения Минюста (например, письмо Минюста от 28.02.2014 г. № 1112-0-4-14/10.1) о том, что эти Нормы являются актом нормативно-технического характера и поэтому государственной регистрации в Минюсте не подлежат и являются действующими без такой регистрации.
По нашему мнению, такой вывод не соответствует законодательству, поскольку данные нормы в связи с отсутствием регистрации Минюста, являются обязательными только для предприятий, которые административно подчиняются Мининфраструктуры, а остальные предприятия могут их применять в добровольном порядке или, например, на их основе утвердить свои собственные нормы расхода топлива. Об этом, в частности, говорится в решении Высшего Административного суда от 06 июня 2013 года К-39866/10-С, в котором суд указывает, что нормы не являются обязательными, «оскільки такий наказ не являється нормативно-правовим актом та його дія не поширюється на позивача у зв’язку з тим, що … не входить до сфери управління Міністерства транспорту України». На это так же обращает внимание Главное Контрольно-ревизионное управление Украины в письме от 11.08.2010 г. N 02-14/1232: «наказ Міністерства транспорту України від 10.02.98 р. N 43 не пройшов державної реєстрації в Міністерстві юстиції України. Враховуючи зазначене, вважаємо, що він є обов’язковим для виконання лише для підприємств, установ і організацій, які входять до сфери управління Мінтрансу. Іншими центральними органами виконавчої влади, підприємствами, установами, організаціями повинні бути розроблені власні нормативні документи щодо нормування витрат палива та мастильних матеріалів відповідно до законодавства».
Все цифровые значения корректирующих коэффициентов (в том числе значение процентов установления норм на работу оборудования и значение норм дополнительного потребления, процентов увеличения расхода топлива в зависимости от срока эксплуатации и пробега и т.п.), приведенных с предлогом «до», следует понимать как такие, которые могут применяться включительно.
Нельзя применить корректирующие коэффициенты, просто утвердив их приказом. Для применения на практике этих коэффициентов необходимо:
а) документально подтвердить необходимость (обоснованность) использования коэффициентов путем замеров, наблюдений:
— собственными силами, назначив комиссию или уполномоченное лицо,
— или привлечь станцию технического осмотра, где обслуживается автомобиль.
б) после получения документальных подтверждений приказом по предприятию утвердить конкретные величины коэффициентов и сроки их действия.
Аудитор Сергей ГонтаровскийПо материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]