Алексей Павленко•налоговый эксперт, buhgalter911@mail.ua Речь пойдет о кампании по госрегистрации мощностей операторов рынка пищевых продуктов. Обсуждаемые здесь нормативы и сам механизм их реализации (регистрации мощностей) касаются многих субъектов предпринимательства из числа как юр-, так и физлиц-предпринимателей. А неисполнение требований этих нормативов чревато штрафами. Если не хотите их заплатить на ровном месте, читайте эту статью. Главный герой нашего разговора сегодня —
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]*. Но вначале напомним, что согласно
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]** операторы рынка, осуществляющие деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов
животного происхождения, должны получать
эксплуатационное разрешение (см. об этом также в конце статьи).
Остальные операторы рынка любых пищевых продуктов, которым не нужно получать эксплуатационное разрешение (и которых — подавляющее большинство),
обязаны зарегистрировать свои мощности.
* [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. ** [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Процедура этой регистрации как раз и определена в
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], о котором читайте дальше.
Госпродпотребслужба разворачивается… Компетентным органом, который должен курировать исполнение обсуждаемого нами
Порядка, являются Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (сокращенно — Госпродпотребслужба) и ее органы на местах. Напомним, что эта служба была создана согласно
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] путем преобразования/объединения государственной ветеринарной, фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической служб и Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей.
Официально Госпродпотребслужба начала свою работу и приступила к выполнению функций совсем недавно — с выходом [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Сам же
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] был разработан во исполнение
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Дата вступления этого
Порядка в силу — 08.04.2016 г.! Согласно
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] операторы рынка, осуществляющие деятельность,
не требующую получения эксплуатационного разрешения, должны зарегистрировать мощности, которые используются
на любой стадии
производства и/или обращения пищевых продуктов.
В составе
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] утверждены форма заявления (
приложение 1), процедура проведения госрегистрации мощностей, ведения реестров и предоставления заинтересованным субъектам информации из реестров. И, как мы указали, все это находится в ведении Госпродпотребслужбы.
Кто обязан регистрировать? Сначала разберемся с понятиями, используемыми в
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Нужные нам понятия определены в
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Итак.
Оператор рынка пищевых продуктов —
субъект хозяйствования,
в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется
первичное производство, производство, реализация и/или обращение пищевых продуктов и/или других объектов санитарных мероприятий (
кроме материалов, контактирующих с пищевыми продуктами), и который отвечает за выполнение требований
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и законодательства о безопасности и отдельных показателях качества пищевых продуктов.
В свою очередь, мощности — это сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные средства, а также территория, которые используются в производстве и/или обращении объектов санитарных мероприятий.
Объекты санитарных мероприятий — это продукты питания, животные, предназначенные для потребления человеком, а также вспомогательные материалы для переработки и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами.
Далее, прибегнув к
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] выясним, что означает фраза
«деятельность, не требующая получения эксплуатационного разрешения» (
ч. 1 ст. 25)
. Ответ находим в
ч. 2 ст. 23 этого
Закона, где указано, что
обязанность на получение эксплуатационного разрешения не распространяется на:
— операторов рынка, осуществляющих деятельность, связанную с первичным производством, и/или транспортировкой, и/или хранением, и/или продажей пищевых продуктов, которые
не требуют соблюдения температурного режима и могут храниться при температуре
выше 10 °C, оставаясь пригодными для употребления человеком;
— заведения общественного питания;
— мощности, осуществляющие производство пищевых продуктов, ингредиентами которых являются исключительно продукты растительного происхождения и/или переработанные продукты животного происхождения;
— учреждения розничной торговли, объемы продаж отдельных продуктов питания которыми не превышают объемов, утвержденных соответствующим постановлением КМУ с учетом лучших международных и европейских практик, а также документов соответствующих международных организаций. При отсутствии такого постановления эта норма распространяется
на все учреждения розничной торговли.
С учетом приведенной выше
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] перечисленные лица
точно обязаны регистрировать свои соответствующие мощности.
Исходя из этих терминов, напрашивается неутешительный
вывод: все юр- и физлица — субъекты хозяйствования, подпадающие под термин «оператор рынка», которые хоть каким-то боком связаны с производством, и/или транспортировкой, и/или хранением, и/или продажей пищевых продуктов,
обязаны провести государственную регистрацию упомянутых «мощностей».
Исключения составляют только те субъекты, которые на определенные виды деятельности получают
эксплуатационные разрешения, — и только в отношении мощностей, задействованных
в таких видах деятельности.
Под регистрацию мощностей попадают лица, осуществляющие любые стадии производства продуктов питания, общепит, оптовые и розничные торговцы продуктами питания, перевозчики продуктов, овоще-фрукто-продуктовые склады и ряд иных «операторов рынка».
Обращаем внимание: мощности, связанные только с материалами,
контактирующими с пищевыми продуктами (их производством/реализацией/транспортировкой/хранением), регистрировать не нужно. И на том спасибо…
В то же время сами вспомогательные материалы не попали в исключения. Для целей регистрации мощностей они
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] приравнены к пищевым продуктам.
О механизме регистрации Оператору рынка необходимо в свой территориальный орган Госпродпотребслужбы подать
заявление(я) о госрегистрации мощности (форма — в
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]), заверенное(ые) подписью руководителя или владельца мощности. Заявление может быть подано как в бумажном, так и в электронном виде (с использованием усиленного сертификата электронного ключа в установленном порядке).
Госрегистрации подлежит каждая отдельная мощность, находящаяся в управлении оператора рынка (
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Правда, на практике, если исходить из содержания формы заявления и государственного реестра мощностей операторов рынка, Госпродпотребслужба сейчас фактически регистрирует не мощности, а
лишь субъектов хозяйствования*** (и их «пищевые» и «околопищевые» виды деятельности).
*** Даже в другом реестре — операторов рынка, получивших эксплуатационное разрешение, в котором есть графа «наименование мощности», — в этой графе, как правило, фигурирует не мощность, а наименование субъекта хозяйствования.
Потому поинтересуйтесь в своем тероргане Госпродпотребслужбы: возможно, при наличии у вас ряда разных мощностей он удовлетворится всего одним вашим заявлением (или несколькими — только по разным видам деятельности)…
Самое приятное: государственная регистрация мощностей осуществляется
бесплатно, в течение 15 рабочих дней после получения заявления о такой регистрации, о чем Госпродпотребслужба извещает оператора рынка в течение 5 рабочих дней после проведения регистрации. Если регистрация в течение данного срока не окончена, то терорган Госпродпотребслужбы передает заявителю письменное обоснование причин в отказе в регистрации или продлении срока регистрации (не более чем на 15 дней).
Причин для отказа в регистрации
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] допускает две: заявление представлено не по форме (из
приложения 1 к этому
Порядку) и в заявлении приведена неполная информация.
Регистрация производится органами Госпродпотребслужбы в специальном реестре, который они ведут в электронном виде и к которому обеспечивают открытый (бесплатный и непрерывный) доступ на своем веб-сайте (
http://www.consumer.gov.ua).
Согласно [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] заявление на регистрацию мощности должно подаваться в терорган Госпродпотребслужбы не позднее чем за 10 дней до начала работы мощности.
Поэтому «обязанным» лицам, наверное, стоит поспешить с этой регистрацией, чтоб их потом не начали терроризировать терорганы Госпродпотребслужбы. Ведь за непроведение такой регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Согласно
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] производство, хранение пищевых продуктов на незарегистрированных мощностях влечет за собой наложение штрафа на юрлиц в размере от 33350 до 43500 грн.****, на предпринимателей — от 11600 до 21750 грн.
**** Здесь и далее размеры штрафов приведены исходя из размера минзарплаты, установленного на 01.05.2016 г., — 1450 грн.
Кроме того, оператор рынка обязан извещать в терорган Госпродпотребслужбы об изменениях в информации об операторе рынка и мощности не позднее 10 рабочих дней с даты наступления таких изменений ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]