[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] вывод документа
При продаже ж/д или авиабилетов компания-посредник (неперевозчик) начисляет НДС только со своих услуг (вознаграждения). А вот со стоимости транспортных билетов (т. е. перевозок) ни НО, ни НК не показывает
Чего скрывать, для перепродавцов ж/д или авиабилетов
вывод налоговиков наверняка покажется заманчивым. Ведь контролеры предлагают поступать довольно просто:
компания-посредник начисляет НДС только со своих посреднических услуг (!) по выполнению заказа на продажу проездных билетов (т. е. с вознаграждения). Поэтому выписывает НН исключительно на стоимость своих услуг по выполнению заказа (т. е. на сумму вознаграждения), показывая в ней НДС с таких услуг. Тогда как стоимость самих распространяемых билетов (читай — ж/д, воздушных перевозок) не может быть основанием ни для начисления НО, ни для отражения НК у такой компании. В общем, билеты (ж/д, авиаперевозки) проходят у компании-посредника «мимо» НДС-учета и в нем никак не отражаются.
Несложно заприметить: налоговики высказываются в таком же духе, как и при продаже билетов на проезд в автобусах/перевоз багажа автобусными станциями. Напомним, что «автобусная» ситуация прямо урегулирована
п. 189.13 НКУ. И этот
пункт действительно требует от автостанций начислять НДС только со своего вознаграждения.
Однако о железнодорожном и воздушном транспорте, увы, в нем ничего не говорится. Для ж/д или авиабилетов там никаких поблажек нет. Да и вообще по тексту
НКУ для них не встретить никакой спецоговорки. Что это значит? То, что,
по-хорошему,
на перепродавцов ж/д и авиабилетов должны вовсю
распространяться правила посредничества и нормы «посреднического»
п. 189.4 НКУ. В таком случае, по идее, в НДС-учете у посредника должны засветиться как вознаграждение, так и стоимость реализуемых билетов (по первому событию со стоимости билетов должны возникать НК с НО).
Впрочем,
налоговики, как видим, думают иначе. Они
считают, что объектом обложения НДС у посредника выступает только вознаграждение. А транспортные билеты у посредников (лиц, которые только помогают их реализовать) не могут быть основанием ни для определения НО, ни для формирования НК. Причем похожие разъяснения у налоговиков были и раньше (см.
письмо ГНСУ от 27.10.2011 г. № 4430/7/15-3417-26; письма ГНАУ [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Конечно же, советы контролеров во многом упрощают НДС-учет посредника. Судите сами: можно не «пропускать» через себя стоимость билетов. А это в условиях повальной регистрации НН (требующей при недостаточном лимите пополнять спецсчет) выглядит безусловно привлекательным. Но в то же время тревожит отсутствие в законодательстве соответствующих подкрепляющих норм. Поэтому, чтобы спокойно применять такой подход на практике, советуем получить от контролеров индивидуальную консультацию аналогичного содержания в свой адрес.
Ну и само собой
по транспортному билету (содержащему общую сумму платежа, сумму налога и ИНН продавца) вторая сторона — конечный
покупатель может отразить НК без получения НН (
п.п. «а» п. 201.11 НКУ). В таком случае, как справедливо замечается в
письме, право на НК возникнет
на дату утверждения авансового отчета. Правда, без НН в лимите регистрации такие суммы не учтутся. Чтобы не потерять их для лимита, понадобится НН. И вот что интересно: с ее получением точно не возникнет никаких проблем, если напрямую купить билет у перевозчика.
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]