Не успели единоналожники перевести дух после битвы за отмену РРО, как нагрянула новая проблема: Минфин решил реформировать саму упрощенку. Да так кардинально, чтобы «щепки полетели». Причем в сети хватает и ужастиков на тему того, что упрощенку вообще похоронят, и хвалебных од (в основном со стороны госструктур) по поводу, как же хорошо Минфин придумал облегчить жизнь малому бизнесу. Где же правда? Чтобы выяснить, обратимся к цифрам, которые, как известно, никогда не лгут.
ЕН-перспективы * (Слова заголовка процитированы словами героя сериала «Доктор Хаус»).
Суть реформы
Касаемо юрлиц: сначала грозились, что их вообще выгонят с упрощенки. Но недавно пронеслась информация, будто бы ЕН им все-таки оставят. В каком виде, пока неизвестно.
Впрочем, наибольший резонанс вызвали не новинки для ЮЛ, а реформы в налогообложении ЧПЕНов. Именно о них мы и будем говорить подробно. Что же касается иных реформ, то на них сегодня останавливаться не станем.
Итак, что будет с ЧПЕНами? Их поделят на две группы:
1) группа «А»: сюда войдут нынешние ЧПЕНы группы 1 (продавцы на рынках, ремонт обуви, ателье и т. п.). У них пока что планируют оставить все «как есть». Разве что ставка ЕСВ «за себя» уменьшится с 34,7 % до 20 %;
2) группа «Б»: здесь окажутся все остальные ЧПЕНы с доходом до 2 млн грн. Есть информация, что и наемных работников у них планируют оставить в количестве не более 10 человек. Тот, кто не подходит под эти ограничения, выпадет с упрощенки, т. е. ему придется стать общесистемщиком. Впрочем, с учетом того, как будут облагать упрощенцев, это даже не обидно.
Для сельхозпредприятий с годовым оборотом до 2 млн грн. предусмотрели еще одну группу упрощенки – «В»
Итак, у новых ЧПЕНов больше не будет единого налога. Вместо него им придется платить НДФЛ — 20 % и ЕСВ — 20 %. Итого — 40 % (и это помимо НДС и прочих налогов, которые тоже никто не отменял)! Но 40 % не от оборота, а от прибыли. Хотя прибыль определяется хитро:
— либо расходы ЧПЕНа подтверждены документально, и тогда прибыль = доход - расходы. А это «привет, общая система». Никаких отличий нет, даже налоги те же: НДФЛ и ЕСВ по 20 %. Итак, выбирать этот метод смысла нет;
— либо ЧПЕН не ведет учета расходов (на это и делается ставка), и тогда его прибыль определяется с помощью коэффициента. Причем с 2016 по 2018 год этот коэффициент планируют увеличивать. В итоге прибыль в 2016 году будет 0,2 х Доход; в 2017-м — 0,4 х Доход; а в 2018 году (и далее) прибылью будет аж 60 % дохода!
С первого взгляда видно, что эти цифры откровенно завышены. Чтобы получить 60 % прибыль, надо продавать товары в 2,5 — 3 раза дороже, чем мы их закупаем! И это в условиях, когда экономика страны находится «на дне»?!
Впрочем, практика учета расходов без документов, но по нормам (называйте их коэффициентами или как угодно иначе: суть не меняется) не нова. Она уже существовала, правда, для общесистемщиков. Отменили ее вместе с принятием НКУ, никто особо и не сопротивлялся, так как нормы были завышены и изжили себя. То же самое сейчас пытаются сделать и с упрощенкой, плавно повышая коэффициенты, — подвести ЧПЕНов к тому, чтобы они сами бросили единый налог и перешли на общую систему.
Но в реформе есть и несколько положительных моментов:
1) новый НДФЛ будет рассчитываться так: (Прибыль за месяц - - 1378 грн.) х 20 %. Итак, «целых» 1378 грн. не будут облагаться НДФЛ;
Вероятно, при расчете НДФЛ прибыль будет уменьшаться на 1 минзарплату (сейчас это 1378 грн.). Но пока не обнародована полная версия минфиновского проекта, нельзя точно утверждать, что льгота будет равна 1 минзарплате (возможно, это будет и «ровно 1378 грн.»).
2) Минфин планирует оставить верхнюю планку дохода (базы) для взимания ЕСВ. Правда, он намерен увеличить ее с 23426 грн./мес. (это сейчас) до 34450 грн./мес. К примеру, если месячная прибыль ЧПЕНа — 50000 грн., то ЕСВ достаточно будет уплатить лишь с 34450 грн., а остальные 15550 грн. ЕСВ не облагаются;
3) с 2018 года Минфин обещает заменить НДФЛ и ЕСВ одним-единственным налогом со ставкой 20 %. Сдержит ли он обещание? Сейчас никто не знает точно, наверное, и сам Минфин. Но даже если такое действительно произойдет, спасет ли это ЧПЕНов?.. Надо посчитать.
Посчитаем-ка налоговую нагрузку
Давайте посмотрим, насколько увеличится налоговая нагрузка ЧПЕНов, если предложения Минфина действительно будут приняты. Для этого проведем несколько несложных расчетов. Если вы не хотите вникать в их суть, то сразу переходите к табл. 5. В ней мы сопоставили налоговую нагрузку ЧПЕНов в 2015, 2016 и 2018 годах.
Таблица 1. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы 2 в 2015 году
Доход в год, грн.
Доход в месяц, грн.
(ЕН + ЕСВ), грн.
за месяц
за год*
100000,00
8333,33
0,2 х 1218 + 0,347 х х 1218 = 666,25
666,25 х 8 + (0,2 х 1218 + + 0,347 х 1378) х 4 = 8217,03
500000,00
41666,67
666,25
8217,03
1000000,00
83333,33
666,25
8217,03
2000000,00
166666,67
—**
—**
*Напоминаем, что в 2015 году минзарплата с января по август была 1218 грн. (итого — 8 месяцев), а с сентября по декабрь — 1378 грн. (итого — 4 месяца).
** Сейчас в группе 2 могут находиться ЧПЕНы с годовым доходом не более 1,5 млн грн.
Таблица 2. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы 3 (ставка ЕН — 4 %) в 2015 году
Доход в год, грн.
Доход в месяц, грн..
(ЕН + ЕСВ), грн.
за месяц
за год
100000,00
8333,33
0,04 х 8333,33 + 0,347 х х 1218 =755,98
755,98 х 8 + (0,04 х 8333,33 + + 0,347 х 1378) х 4 = 9293,84
500000,00
41666,67
2089,31
25293,81
1000000,00
83333,33
3755,98
45293,84
2000000,00
166666,67
7089,31
85293,81
Таблица 3. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы «Б» в 2016 году
Доход в год*, грн.
Доход за месяц, грн.
Прибыль ЧПЕНа = 0,2 х х Доход за месяц, грн.
НДФЛ + ЕСВ, грн.
за месяц
за год
100000,00
8333,33
1666,67
0,2 х (1666,67 - 1378) + + 0,2 х 1666,67 = 391,07
391,07 х 12 = = 4692,84
500000,00
41666,67
8333,33
3057,73
36692,76
1000000,00
83333,33
16666,67
6391,07
76692,84
2000000,00
166666,67
33333,33
13057,73
156692,76
* Напоминаем, что в группе «Б» ЧПЕНу разрешено иметь годовой доход не более 2 млн грн.
Таблица 4. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы «Б» в 2018 году**
Доход в год, грн.
Доход за месяц, грн.
Прибыль ЧПЕНа = = 0,6 х Доход за месяц, грн.
НДФЛ + ЕСВ, грн.
(если ЕСВ не отменят)
НДФЛ
(ЕСВ = 0)*
за месяц
за год
за месяц
за год
100000,00
8333,33
5000,00
0,2 х (5000,00 - - 1378) + 0,2 х х 5000,00 = = 1724,40
1724,40 х 12 = = 20692,80
0,2 х (5000,00 - -1378) = 724,40
724,40 х 12 = = 8692,80
500000,00
41666,67
25000,00
9724,40
116692,80
4724,40
56692,80
1000000,00
83333,33
50000,00
0,2 х (50000,00 - - 1378) + 0,2 х х 34450,00** = = 16614,40
1199372,80
9724,40
116692,80
2000000,00
166666,67
100000,00
26614,40
319372,8
19724,40
236692,80
* Здесь считаем налоговую нагрузку, предполагая, что Минфин сдержит обещание и заменит ЕСВ и НДФЛ одним налогом по ставке 20 %. На наш взгляд, верхней планки для базы взимания такого налога (по типу ЕСВ) уже не будет.
** Напоминаем, что Минфин планирует взимать ЕСВ только с прибыли <= 34450 грн. в месяц, а вот с суммы превышения ЕСВ взиматься не будет.
** Расчет за 2017 год не приводим, так как понятно, что налоговая нагрузка в этот период — нечто среднее между нагрузкой 2016 и 2018 годов.
Таблица 5. Сравнение налоговой нагрузки ЧПЕНов в 2015, 2016 и 2018 гг.
Доход в год, грн.
Налоговая нагрузка ЧПЕНа за год, грн.
2016 год,
ЧПЕН гр. «Б»
2015 год
2018 год (ЕСВ = 0),
ЧПЕН гр. «Б»
ЧПЕН гр. 2
ЧПЕН гр. 3
100000,00
4692,84
8217,03
9293,84
8692,80
500000,00
36692,76
8217,03
25293,81
56692,80
1000000,00
76692,84
8217,03
45293,84
116692,80
2000000,00
156692,76
—
85293,81
236692,80
Как видим, реформу практически не ощутят лишь те ЧПЕНы, у которых годовой оборот — до 100 тыс. грн. Впрочем, с таким оборотом никто не мешает им работать в группе «А» и вообще не обращать внимания на законодательные новшества.
А вот для более «богатых» (по мнению Минфина) ЧПЕНов все гораздо хуже: для группы 3 налоговая нагрузка увеличится в 1,5 — 3 раза, а для группы 2 так вообще — в 4 — 15 раз!!! Даже обещанная отмена ЕСВ ситуацию не спасет.
Так что предчувствия по поводу того, что минфиновский законопроект убьет не только упрощенку, но и средний бизнес как таковой, подтверждены цифрами. А цифры не врут. Хотя в данной ситуации хочется добавить: «к сожалению».
Поторопитесь высказаться
Итак, реформа — пугающая. Но паниковать не нужно, нужно действовать. Пока еще есть время. Отбились же от РРО. Вот и сейчас, хотя бы поторопитесь подписать петицию против новой упрощенки: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Подписать петицию просто: 1) зарегистрируйтесь на сайте; 2) откройте e-mail, указанный при регистрации, и пройдите по ссылке, которая вам пришла в письме; 3) выполните вход на сайт (кнопка «войти» вверху справа); 4) в поле «пошук петицій» введите номер 5991, выполните поиск и нажмите кнопку «підтримати».
К слову, минфиновский проект налоговой реформы — не единственный, есть и еще два (от налогового комитета ВРУ и от общественных объединений), которые намного лучше. Правда, больше всего шансов на победу — у первого, так как он создан в угоду МВФ. И все же надо понимать, что в «чистом» виде (самом жестком) его вряд ли примут. Будут идти обсуждения (торги). И чем громче будет голос протеста, тем больше последует уступок со стороны правительства.
Но нужно торопиться. Как только реформу примут, будет уже слишком поздно, ведь законодатели планируют вместе с ней установить 3-летний мораторий на любые изменения в НКУ, в том числе льготы и прочее, что могло бы улучшить жизнь плательщиков!
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
1С Предприятие 8.3, 1С Предприятие 8.2, 1С Предприятие 8.1, 1С Предприятие 8.0, 1С Предприятие 7.7, Литература 1С, Общие вопросы по администрированию 1С, Методическая поддержка 1С - всё в одном месте: на Украинском 1С форуме!