Новый орган администрирования - новый документ С 1 октября 2013 г. Миндоходов занимается администрированием ЕСВ. Вместе с новой функцией Министерства начал действовать целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на активное внедрение новых правил учета единого социального взноса. Одним из таких документов является и Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа от 09.09.2013 г. № 452 (подробнее о документе читайте в новости ЮРЛИГИ «[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]»).
«
Как известно, в рамках действия административной реформы администрирование ЕСВ передано в сферу компетенции органов Министерства доходов и сборов. Процедура администрирования при этом предусматривает контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Поскольку в процессе ведения хозяйственной деятельности у налогоплательщиков может возникать задолженность по уплате своих обязательств, Миндоходов был утвержден соответствующий порядок рассмотрения жалоб на требования об уплате недоимки по ЕСВ и на решения о начислении пени и наложении штрафа, предусмотренных в ст. 25 Закона о ЕСВ», - отмечает консультант по налогам юридической фирмы ILF Надежда Ильяшова.
Согласно положениям Порядка жалобщик имеет право обратиться в органы Миндоходов с предварительной/повторной жалобой на их неправомерные действия, а также в соответствии с условиями, указанными в документе, осуществить обжалование в суде требования/решения о начислении пени и наложении штрафа. При этом Порядок № 452 детально описывает процедуру подачи таких жалоб с перечнем органов Министерства и сроки такого рассмотрения.
Отвечая на вопросы ЮРЛИГИ о новых особенностях подобной процедуры рассмотрения жалоб, юристы одностайны в одном: нормы Положения № 452 во многом «повторяют» ранее действующий порядок обжалования. Как отмечает г-жа Ильяшова, несмотря на все якобы позитивные нововведения Порядка № 452, он
мало чем отличается от общего порядка подачи и рассмотрения органами ГНС жалоб налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 19.11.2012 г. № 1203. Согласен с этим утверждением и адвокат АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов. Г-н Реутов заявляет, что, как и следовало ожидать, Порядок № 452 изложен в духе ранее действующего приказа Минфина № 1203. И, как резюмирует адвокат, механизмы подачи и рассмотрения Миндоходов жалоб, установленные обоими документами, очень похожи.
В связи с этим мы уточнили у экспертов, какие же изменения содержит в себе новый документ и как его «новые положения» могут повлиять на деятельность плательщиков ЕСВ.
Процедура обжалования: важные моменты Н. Ильяшова отмечает, что, как и ранее Положение № 1203, Порядок № 452
предусматривает двухуровневую процедуру обжалования налоговых требований. Так, в документе указано, что в случае
если жалобщик считает, что орган доходов и сборов неправильно определил сумму недоимки или принял решение о наложении штрафа и начислении пени, это противоречит законодательству об общеобязательном государственном социальном страховании или выходит за пределы его компетенции, установленной законом, такой жалобщик имеет право обжаловать налоговое требование и решение о начислении пени и наложении штрафа, а также подать первичную жалобу в соответствующее главное управление Миндоходов в АР Крым, области, городах Киеве и Севастополе.
Если главные управления Миндоходов в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе направляют жалобщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой жалобщик вправе обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в Миндоходов.
Отметим, что 10-дневный срок подачи жалобы, установленный ч. 4 ст. 25 Закона о ЕСВ, продублирован и в Порядке № 452. «
Орган доходов и сборов рассматривает жалобу в течение 30 календарных дней, в результате чего принимает одно из возможных решений: оставить жалобу без удовлетворения, отменить требование или решение в части, отменить требование или решение полностью, направить жалобу на новое рассмотрение или оставить жалобу без рассмотрения (п. 4.4 Порядка). В том случае если орган доходов и сборов в установленный срок не направил налогоплательщику свое решение, жалоба считается полностью удовлетворенной», - напоминает адвокат АФ «Грамацкий и партнеры».
Кроме того, Положение № 452 предусматривает
закрепление за Миндоходов права на возможное увеличение обязательств налогоплательщиков по результатам рассмотрения жалобы (п. 4.6 Порядка).
«
При этом в случае увеличения органом Миндоходов подлежащих уплате суммы ЕСВ, пени и штрафов или суммы недоимки ранее направленные налоговые требования или решения не отзываются, а на сумму увеличения органом Миндоходов направляется отдельное требование об уплате недоимки или решение о начислении пени, наложении штрафа», - разъясняет г-жа Ильяшова. Таким образом, по ее мнению, если расценивать данный пункт как предупреждение, выходит, что в случае представления жалобы в органы Миндоходов и рассмотрения ее по сути
возникает риск заплатить сумму обязательств более крупную, чем та, которая обжалуется.
«
С целью минимизации данного риска при получении налогового требования об уплате недоимки по ЕСВ или решения о начислении пени и наложении штрафа можно рекомендовать налогоплательщикам обращаться с жалобой не в органы Миндоходов, а в суд, тем более что такая возможность предусмотрена самим Порядком», - рекомендует консультант по налогам юридической фирмы ILF.
Требования к реквизитам жалобы: теория и практика Как резюмирует г-н И. Реутов, в нормах Порядка № 452 уточнены некоторые детали, ранее не предусмотренные в Положении № 1203.
«
Порядок № 452 устанавливает, что к обязательным реквизитам жалобы относится код ЕГРПОУ (для юрлиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физлица), в то время как Положение № 1203 таких требований к жалобе не предъявляло. При этом Порядок, в отличие от Положения № 1203, прямо не устанавливает необходимость указания в жалобе местонахождения (места проживания) заявителя. Однако будет заблуждением считать, что местонахождение (место проживания) заявителя не является обязательным реквизитом жалобы, т. к. при его отсутствии орган доходов и сборов со ссылкой на положения ст. 8 Закона «Об обращении граждан», устанавливающие необходимость указания местонахождения (места проживания) заявителя в обращении, оставляет жалобу без рассмотрения (п. 2.5 Порядка № 452)», - информирует адвокат.
Более того, по мнению И. Реутова,
Порядок № 452, в отличие от Положения № 1203,
не содержит прямых требований о необходимости указания в жалобе обоснования несогласия налогоплательщика с обжалуемым требованием (решением), а также данных о подаче жалобы в вышестоящий орган Миндоходов (при повторной жалобе).
Адвокат отмечает, что
Порядок № 452 определяет необходимость такого уведомления в качестве отдельной обязанности налогоплательщика, прямо не связанной с подачей жалобы, не устанавливая, однако, последствий такого неуведомления.
Кроме того, если Положение № 1203 не оговаривает списка документов, которыми заявитель может обосновывать свои требования, предоставляя таким образом заявителю право самостоятельно решать, какие документы следует приобщить к жалобе, то Порядок № 452 установил перечень документов, свидетельствующих, по мнению Миндоходов, о неправильном начислении сумм недоимки или принятии решения о наложении штрафа. К таким документам Порядок № 452 относит следующие: акт проверки плательщика единого взноса, требование, решение о начислении пени и наложении штрафа, иные документы (расчеты), на основании которых определена сумма единого взноса, замечания и пояснения, если они были поданы налогоплательщиком, а также выводы органов доходов и сборов относительно таких замечаний и пояснений.
В свою очередь, Н. Ильяшова обращает внимание на то, что
налогоплательщикам необходимо следить, чтобы оформление жалобы соответствовало требованиям п. 1.5 Порядка, в противном случае их жалобы органами Миндоходов рассматриваться не будут.
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]