22 августа 2013 г. Пенсионный фонд считает, что для привлечения к админответственности физических лиц — предпринимателей по
статьям 1651 и
18823 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее —
КУоАП)
нет оснований (
письмо от 25.06.2013 г. № 16243/09-10).
Напомним, что данными
статьями предусмотрено наложение
штрафа на должностных лиц за:
1) нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование (
ст. 1651 КУоАП);
2) за препятствование уполномоченным лицам органов доходов и сборов,* Пенсионного фонда, Фонда соцстраха на случай безработицы, Фонда соцстраха от несчастных случаев, Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности
в проведении проверок**(
18823 КУоАП).
Прежде всего, работники юридического управления Пенсионного фонда отметили, что
определение понятия «должностное лицо» в КУоАП не приведено. В то же время есть определение понятия «должность» в
ст. 2 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (кстати,
Закон утратит силу с 1 января 2014 года). Так, согласно настоящему
Закону должность — это
определенная структурой и
штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую
возложен установленный нормативными актами
круг служебных полномочий.
Кроме того, в результате анализа постановления
Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 26.04.2002 г. № 5 чиновники пришли к выводу, что выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей предусматривает
нахождение лица на определенной должности в органах власти, предприятии, учреждении, организации.
В то же время, исходя из определения принципов хозяйствования и предпринимательской деятельности, приведенных в
Гражданском и
Хозяйственном кодексах,
физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без создания юридического лица, не занимают определенной должности.
Пенсионный фонд акцентирует внимание, что
штатное расписание предусмотрено лишь у субъектов предпринимательской деятельности —
юридических лиц.
Учитывая вышеуказанное, чиновники сделали следующий вывод:
оснований для привлечения к административной ответственности по ст.ст. 1651, 18823 КУоАП физических лиц — предпринимателей нет.
___________________________________
*
В письме приведена другая формулировка требований статьи 18823 КУоАП. Она базируется на устаревшей редакции данной статьи. В то же время с 11.08.2013 г. ст. 18823 КУоАП нужно читать в обновленном виде согласно Закону Украины от 04.07.2013 г. № 406-VII. **
В рамках их полномочий на проведение проверок, перечисленных в ст. 18823 КУоАП для каждого контролирующего органа. Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"