Департамент реформ и развития медицинской помощи Министерства здравоохранения Украины в письме от 21.06.2013 г. № 3.22-17/327/18254 разъяснил, какими документами следует руководствоваться при проведении медицинского осмотра для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. 1 июля 2013 г. Департамент реформ и развития медицинской помощи Министерства здравоохранения Украины в
письме от 21.06.2013 г. № 3.22-17/327/18254 разъяснил, какими документами следует руководствоваться при проведении медицинского осмотра для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.
Главное, о чем идет речь в этом разъяснении:
письмо Департамента реформ и развития медицинской помощи от 28 марта 2013 года № 3.22-17/327/8725 следует считать утратившим силу. Напомним, что в нем был сделан вывод о недействительности
Временной инструкции о порядке медицинского осмотра для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра Минздрава СССР от 01.09.88 г. № 06-14/33-14 (далее — Временная инструкция).
В связи с этим, а также учитывая аргументы рассмотренного письма (в частности то, что
Временная инструкция является дополнением к
приказу Министерства здравоохранения СССР от 08.09.88 г. № 694, который внесен в
Перечень приказов Минздрава СССР, которые применяются в Украине, который прилагается к указанию Минздрава от 28.05.96 г. № 165),
Временную инструкцию следует считать действующей.
Эта
Временная инструкция применяется для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную или административную ответственность за: потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения; распитие спиртных напитков на работе; управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения; при травмах, связанных с опьянением; в случаях, когда состояние опьянения может быть расценено, как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи с исполнением трудовых обязанностей и т. п.
В то же время специалисты Минздрава отметили, что в соответствии с действующим законодательством Украины
порядок осмотра на состояние опьянения регламентируется более поздними по изданию нормативными актами, а именно:
—
постановлением КМУ «Об утверждении Порядка направления водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения либо пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, и проведение такого осмотра» от 17.12.2008 г. № 1103;
—
приказом Минздрава Украины «Об утверждении Инструкции о выявлении у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения либо пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции» от 09.09.2009 г. № 400/666 (далее — Инструкция № 400/666).
При этом
Инструкция № 400/666 определяет
процедуру проведения осмотра водителей транспортных средств с целью выявления признаков состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения либо пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, и оформления результатов такого осмотра.
В связи с изложенным чиновники напомнили, что в свое время в
письме Министерства юстиции Украины «Относительно практики применения норм права в случае коллизий» от 26.12.2008 г. № 758-0-2-08-19 было отмечено,
что в случае существования несогласованности между нормами, изданными одним и тем же нормотворческим органом, применяется акт, изданный позднее, даже если принятый ранее акт не утратил своей силы.
Таким образом, от себя отметим, что в случае, когда положения
Временной инструкции не согласуются с нормами
Инструкции № 400/666, руководствоваться следует нормами последней.
Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"