Стремление правительства стать "поближе к народу" и упростить бюрократические процедуры в ближайшее время может вылиться в создание Единого портала административных услуг. С помощью этого портала любое физическое или юридическое лицо сможет заказать и получить практически любую административную услугу (например, зарегистрировать авто, оформить лицензию, разрешение) не отходя от компьютера. Что представляет собой этот сервис и как будет работать попытался разобраться prostopravo.com.ua.
Портал и Реестр 3 января 2013 года Кабинет Министров своим Постановлением № 13 утвердил «Порядок ведения Единого государственного портала административных услуг» (далее — Порядок ), а еще ранее, 5 ноября 2012 года, Постановлением № 1274 утвердил положение «О Реестре административных услуг».
В соответствии с Порядком Портал ведется с целью обеспечения доступа субъектов обращения к информации об административных услугах с использованием Интернета и является официальным источником информации о предоставлении административных услуг.
Портал должен будет обеспечить:
1. доступ субъектов обращения к информации об административных услугах, субъектах предоставления административных услуг и центрах предоставления административных услуг;
2. доступность для загрузки и заполнения в электронной форме заявлений и других документов, необходимых для получения административных услуг;
3. возможность подачи субъектами обращения заявлений с помощью средств телекоммуникационной связи;
4. возможность получения субъектами обращения информации о ходе рассмотрения их заявлений;
5. возможность получения субъектами обращения с помощью средств телекоммуникационной связи результатов предоставления административных услуг;
6. возможность осуществления субъектами обращения оплаты за предоставление административной услуги дистанционно, в электронной форме.
На Портале будут размещены: информация о субъектах предоставления административных услуг и центрах[ предоставления административных услуг; Реестр административных услуг; реквизиты нормативно-правовых актов по вопросам предоставления административных услуг; электронные формы заявлений и других документов, необходимых для получения административных услуг; адрес электронной почты субъектов предоставления административных услуг для представления субъектами обращения заявлений о предоставлении административных услуг с помощью средств телекоммуникационной связи. Ведение Портала возложено на Министерство экономического развития и торговли Украины. Для этого государственные органы, органы власти Автономной республики Крым и местного самоуправления должны будут предоставить Минэкономразвития информацию о предоставляемых этими органами административных услугах. Министерство, в свою очередь, обработает ее, систематизирует и разместит информацию на Портале.
К слову, уже сейчас на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Минэкономразвития можно скачать Реестр административных услуг, где содержится информация об административных услугах, предоставляемых центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления. Правда Реестр пока находится в стадии наполнения и не содержит исчерпывающей информации об админуслугах, но уже сейчас с его помощью можно узнать какой орган предоставляет ту или иную услугу, каков размер платы за ее предоставление и какими НПА установлен стандарт ее предоставления.
Перспективы Планируется, что с помощью Портала можно будет оформить лицензию, осуществить регистрацию любого вида деятельности, зарегистрировать транспортное средство, получить экспертное заключение, оформить любое удостоверение, разрешение, свидетельство и т.п.
Преимущества Единого портала административных услуг очевидны. Во-первых, это быстрота и удобство, отсутствие необходимости «оббивать пороги» чиновников и стоять в очередях для того, чтобы получить информацию об услуге, подать документы, узнать о ходе рассмотрения заявления или получить нужный документ. К минимуму сводится возможность злоупотреблений со стороны чиновников, как-то требований предоставить непредусмотренные законодательством документы, оттягивания сроков рассмотрения и т.д
Похоже, что к такому формату общения с государственными органами готовы и граждане. По результатам опроса, проведенного на prostopravo.com.ua 31,18% опрошенных уже пользовались административными услугами, предоставляемыми посредством Интернет и остались довольны, 30,46% не пользовались, но хотели бы это сделать и только 13,25% ответили, что предпочитают проверенный «бумажный» способ общения с госчиновниками, 12,58% опрошенных пользовались такими услугами, но остались недовольны их качеством и столько же хотели бы ими воспользоваться, но не смогли разобраться, как это сделать.
Конечно, на данном этапе сложно говорить об эффективности сервиса, поскольку есть еще много вопросов по его функционированию. Так, например, пока неизвестно каким образом будет проходить идентификация субъекта, желающего заказать админуслугу в сети: достаточно ли будет логина и пароля, или заявителю необходимо будет также получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Многих также интересует вопрос с оплатой: не будет ли ее размер отличаться от платы за услугу, полученную стандартным, «бумажным» способом; какие платежные средства смогут быть использованы для оплаты админуслуг в сети; и, наконец, как будет решаться вопрос со льготными категориями граждан, которые по закону освобождены от платы за ту или иную услугу, ведь для того, чтобы воспользоваться льготой они должны каким-то образом предоставить документ, дающий право на нее. Определенные опасения связаны и с актуальностью сведений Реестра и его наполняемостью, здесь все будет зависеть от эффективности с которой местные органы власти будут передавать информацию держателю Реестра - Минэкономразвития. И, главное, исчезнет ли «бумажный оборот» полностью после того, как заработает Портал, ведь если госслужащему придется распечатывать документ, поступивший в электронном виде, собирать подписи под ним по кабинетам и т. д., ни о какой скорости и эффективности предоставления услуги речь идти не будет.
Мнение Андрей Осипов, адвокат, АО «Присяжный поверенный» 5.11.2012 года Кабмин Украины, постановлением № 1274 утвердил положение «О Реестре административных услуг», а 03.01.2013 года, следующим своим постановлением № 13, утвердил «Порядок ведение Единого государственного портала административных услуг».
Давайте разберемся, что это за Единый государственный портал административных услуг в Украине, и чем он поможет простому украинцу. Сразу хочу сказать, что на данный момент реестр фактически не предоставляет информации, большинство его страниц находится на стадии разработки.
Реестр - это единая компьютерная база данных об административных услугах, предоставляемых в соответствии с законодательством центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, местными администрациями, предприятиями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере их управления, а также органами местного самоуправления. Сразу хочу оговориться, что органам местного самоуправления, только рекомендуется подавать Министерству экономического развития и торговли, которое является держателем этого Реестра, информацию об административных услугах, предоставляемых ими для внесения в Реестр административных услуг. Другими словами, часть услуг уже может быть и не представлена.
Целью создания Реестра, является ведение учета административных услуг, и обеспечение свободного доступа к информации о субъектах предоставления таких услуг, а также порядке, условиях и размере платы за их предоставление. Непосредственно сам портал ведется с целью обеспечения доступа субъектов обращения к информации об административных услугах с использованием Интернета и является официальным источником информации о предоставлении административных услуг.
Сразу же возникают вопросы. Каким способом будет подтверждаться, или заверяться, факт получения результатов административной услуги из Реестра, в случае, когда полученная из него информация будет распечатана? Предположим в судебном процессе, судьи не захотят приобщать к материалам дела в качестве доказательства, распечатанные из Единого государственного реестра судебные решения , и уже тем более принимать их во внимание.
Также непонятно, чем будет подтверждаться сам факт подачи субъектом обращения заявления с помощью средств телекоммуникационной связи? Будет ли это отражено на твердом носителе информации? Каким образом технически будет происходить оплата услуги? Сможет ли государство сделать электронные платежи безопасными, для пользователей Реестра, и защитить от киберпреступников.
На мой взгляд, если Реестр будет понятным и удобным в пользовании, безопасным при осуществлении платежей, и главное стабильно работающим, то есть доступным 24 часа в сутки, у него есть все шансы стать востребованным. Вряд ли адекватный гражданин, захочет лишний раз стоять в очередях, и иметь интеллектуальную беседу с очередным чиновником по поводу ускорения решения его вопроса. Замена КВЕДов тому наглядный пример.
Автор: Екатерина Гутгарц
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]