Автор:
Денис Вергун, [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Банкиры сделают упор на предоставлении услуг клиентам дистанционно. Министерство цифровой трансформации и Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) будут совместно работать над цифровизацией банковского сектора страны. В скором времени будет заключен соответствующий меморандум.
Сотрудничать будут по следующим направлениям:
- введение инструментов дистанционной идентификации клиентов.
С 28 апреля этого года закон позволяет банкам идентифицировать и верифицировать клиентов удаленно, без физического присутствия в отделении банка. НБУ также разрешил несколько способов и инструментов такой идентификации-верификации.
Однако определенные недостатки отдельных инструментов или моделей ограничивают возможности их эффективного применения банками (громоздкость и относительно высокая стоимость видеоидентификации для банка, нераспространение квалифицированных электронных подписей у населения, лимиты на операции при применении других моделей).
Внедрение современных, эффективных и доступных широким слоям инструментов идентификации, с учетом развития технологий, упростит и облегчит доступ к банковским услугам в целом;
- введение инструментов дистанционного заключения договоров с физлицами (которые в большинстве случаев не имеют квалифицированных электронных подписей).
Речь о всем спектре договоров между банком и клиентом-физлицом, договор об открытии и обслуживании счета в том числе. Сегодня банк может заключить договор, подписанный физлицом с использованием простой электронной подписи, только если такая возможность зафиксирована в ранее заключенном с таким клиентом договоре.
То есть первый договор должен быть подписан лично рукой, или КЭП клиента. Это является серьезной преградой.
- введение инструментов удаленной квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Процедура получения КЭП предусматривает физическое присутствие клиента в поставщика этой услуги – это требование закона.
- развитие инновационных технологий в финансовой сфере.
"В сотрудничестве с Минцифры мы не планируем ограничиваться заранее определенным кругом технологий. Инновации в том и состоит, что они открывают путь к внедрению ранее неизвестных методов или освоение принципиально новых сфер деятельности. Надеюсь, что в ближайшее время в тесном совместном сотрудничестве с Минцифры мы предложим клиентам современные крутые услуги и современные диджитал решения", – рассказала UBR.ua исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова.
Целью сотрудничества НАБУ и Минцифры является скорее изменение формата предоставления банками всего комплекса услуг – как существующих, так и любых новых в будущем. Речь о том, чтобы сделать банковский сервис максимально доступным на любом расстоянии и с наименьшим хлопотами для клиента.
[b]Paperless 2.0[/b]
Законодательство и технологии теоретически уже позволяют банкам работать с клиентами на расстоянии. Но на практике существуют требования к отдельным этапам взаимодействия с клиентом и документов, по которым построить вполне дистанционную и необременительную для клиента модель обслуживания пока невозможно.
Кроме того, немало сведений о клиентах, которые необходимы банкам для обеспечения комплаенс (соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям, или нормам), финмониторинга и принятия кредитных решений, имеющихся в различных госреестрах и базах данных, но получить их напрямую (с разрешения клиента), еще и в виде юридически значимых документов, банки не могут.
Поэтому клиенты вынуждены, как и раньше, носить в банки справки или заверенные копии документов.
"
Эти вопросы также являются предметом проекта Paperless 2.0, который мы недавно инициировали. Однако их не решить исключительно на уровне постановлений или инструкций банковского регулятора. Поэтому поддержка со стороны Минцифры – органа власти, ответственного за комплексную цифровую трансформацию нашего государства, очень важна", – говорит Елена Коробкова.
Собственно министерство может выступить тем самым "единственным окном", которое упростит коммуникацию и координации работы банковского сообщества с органами власти в целом. Кроме того, правительство имеет право законодательной инициативы, и это облегчит внесение изменений в законы, которые необходимы для полноценной диджитализации банковского сервиса.
[b]Готовы ли банки[/b]
В целом банки, безусловно, заинтересованы в развитии дистанционных каналов коммуникации с клиентами.
"В первую очередь, это актуально для так называемых "нео-банков", не планирующих свое физическое присутствие в виде сети отделений и делающих ставку исключительно на дистанционные каналы обслуживания клиентов. Для классических банков число клиентов может вырасти за счет лучшего проникновения банковских услуг в регионах, где банки не присутствуют физически в виде отделений, прежде всего, в пгт и селах", – отметил в беседе с UBR.ua начальник юридического управления Банка Кредит Днепр Александр Ярецкий.
По словам банкира, в выигрыше будут банки, которые смогут предложить таким клиентам наиболее простой и доступный доступ к своим услугам с помощью дистанционной идентификации, верификации и дистанционных каналов обслуживания.
Но не факт, что все банки будут работать со всеми предложенными вариантами дистанционной идентификации и верификации, решение будет приниматься индивидуально, исходя из оценки их рисковости для банка и готовности, в том числе и технической, их внедрять.
Механизмов дистанционной идентификации и верификации несколько, они различаются по сложности реализации и стадиям внедрения в текущих условиях.
Например, система BankID от НБУ уже работает во многих банках. В то же время использование первого платежа на отдельный счет в банке для идентификации – абсолютно новый инструмент, который требует нормативного урегулирования и подготовительной работы в банках для его внедрения.
"
Следует разделять механизмы идентификации и верификации клиента с процедурой установления с клиентом договорных отношений. Во втором случае мало получить информацию о клиенте, надо еще подписать с ним соответствующий договор на оказание услуг. А это требует подписания договора либо в бумажной форме, либо в электронной с наложением цифровой подписи", – добавил Александр Ярецкий.
И если по безрисковым договорам на открытие текущего счета или депозита банк может пойти на альтернативный вариант использования подписи в планшете или чего-то аналогичного вместо полноценной ЭЦП, говорит банкир, то по рисковым кредитным сделкам такой вариант чреват признанием в судебном порядке таких договоров незаключенными со всеми вытекающими последствиями.
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]