[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Автор:
Ольховик Ольга, налоговый эксперт .
Карантин массово повел бизнес в Интернет. А разгорающийся экономический кризис только подогревает этот процесс. Количество онлайн-торговцев растет с каждым днем, и, похоже, что в ближайшем будущем эта тенденция сохранится. Наш сегодняшний тематический номер призван помочь интернет-новичкам побыстрее втянуться в тему. Начнем с азов. Что такое интернет-магазин? Какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность? Какова общая схема онлайн-торговли? Как правильно задокументировать интернет-продажу? Ответы — в этой статье. Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность интернет-магазинов, — [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Кроме этого, интернет-торговцы должны учитывать требования общей нормативки.
ГКУ, ХКУ, [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
— и это еще далеко не полный перечень нормативных актов, которые нужно учитывать любому торгующему хозяйствующему субъекту, в том числе и интернет-магазину.
Сразу скажем: торговать через интернет-магазин может как юридическое лицо, так и предприниматель. Исключение — ФЛП на 1 группе единого налога (ЕН). Такие предприниматели имеют право торговать только на рынках, а сайт могут использовать разве что в качестве рекламы.
Основной КВЭД для интернет-магазинов: 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет». Но могут понадобится и дополнительные КВЭДы (о них мы упомянем далее). Особенно важно зарегистрировать соответствующие КВЭДы (внести в Реестр плательщиков ЕН) единщикам на 2 и 3 группах. Если этого не сделать, им придется покинуть упрощенку, а второгруппникам из дохода от интернет-продаж еще и заплатить ЕН по ставке 15 % (подробнее о предпринимательских нюансах интернет-торговли см. статью «ФЛП & интернет-магазин» этого номера).
Что такое интернет-магазин?
Интернет-магазин — это
средство для представления или реализации товара, работы или услуги
путем совершения электронной сделки ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). В свою очередь, электронная сделка — это действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей,
совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных систем (ИТС). Выходит, с помощью интернет-магазина продавец реализует
возможность заключения сделок о продаже товаров/работ/услуг дистанционно — через сеть Интернет.
Обратите внимание: именно возможность совершения электронной сделки отличает интернет-магазин от обычного объявления о продаже товара. Именно наличие электронной сделки вписывает осуществленную продажу в рамки электронной торговли ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]), а отношения, которые возникают между продавцом и покупателем, — в рамки электронной коммерции ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Как осуществляют электронные сделки? На основании оферт (предложений заключить электронный договор) ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). После того как это предложение принято (акцептовано) второй стороной, электронный договор считается заключенным ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Оферта может быть сделана путем направления коммерческого электронного сообщения или размещения предложения (оферты) в сети Интернет и других ИТС ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
А акцепт можно осуществить путем ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]): заполнения формуляра заявления о принятии оферты в электронной форме*; пересылки электронного сообщения стороне, направившей оферту; осуществления действий, которые считаются принятием оферты, если содержание таких действий четко разъяснено в ИТС, в которой размещена оферта и эти разъяснения логично с ней связаны.
* И электронное сообщение, и формуляр заявления должны быть подписаны в порядке, предусмотренном [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
То есть электронная коммерция предполагает заключение электронного договора одним из описанных выше путей. При этом важно, чтобы заключение договора происходило дистанционно — на основании
описания товара
без возможности непосредственного ознакомления с товаром (или его образцами) во время его заключения ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Если договор заключен иначе и/или его заключили (акцептовали оферту) только в момент передачи товара покупателю — это уже
не электронный договор и
неэлектронная коммерция.
Оферта: кто кому предлагает?
Предложение заключить договор (оферту) может сделать каждая из сторон договора. Чтобы считаться офертой, такое предложение должно содержать
существенные условия будущего договора и выражать намерение совершившего ее лица
считать себя обязанным в случае ее принятия ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Поскольку интернет-магазин, являясь розничным продавцом,
обязан осуществлять продажу каждому, кто к нему обратится ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]), а на сайте содержится информация
о предмете и цене договора(существенные условия)*, то
* Перечень информации, которую продавец должен разместить на сайте (а если точнее — к которой он должен обеспечить доступ других участников электронных взаимоотношений), приведен в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
информация на сайте магазина, по сути, является офертой в рамках публичного договора розничной купли-продажи, а оформление заказа покупателем (или, как вариант, его оплата) — акцептом этой оферты На такой порядок вещей намекают и некоторые нормы [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] (см. например,
ч. 2 ст. 8, ч. 7 и
8 ст. 11).
Однако существует и другая позиция, основанная на норме из[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], согласно которой реклама или
другие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, являются только
приглашением делать оферту (если в них прямо не указано иное). Что дает основания считать информацию на сайте только приглашением делать оферту. Тогда оферту делает покупатель — путем оформления заказа на сайте. Задача продавца — акцептовать это предложение (ну или отклонить его).
Схема работы интернет-магазина
Внешне схема работы у всех интернет-магазинов примерно одинакова: покупатель заходит на сайт, выбирает необходимый товар и оформляет заказ, после подтверждения заказ отправляется в службу доставки, клиент получает товар и отдает за него деньги (если они не были перечислены ранее). После чего начинается постпродажная работа с покупателем (email-маркетинг, реклама и пр.). Но вот функционирование этой схемы может быть обеспечено по-разному.
Отгрузка товара.Тут возможно два варианта: классическая схема (когда интернет-магазин осуществляет отгрузку со своего склада) и дропшиппинг (подробнее см. [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). Кроме того, интернет-магазины часто перепрофилируются в маркетплейсы (основной КВЭД для них — 63.12 «Веб-порталы»). Такой сайт не является магазином. Это торговая площадка, на которую приходят продавцы и продают свой товар. Впрочем, часто сайт совмещает обе функции — является и интернет-магазином, и маркетплейсом одновременно (как, например, Rozetka).
Оплата.Согласно [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться:
1) с использованием платежных инструментов (интернет-эквайринг) (подробнее о нем см. статью «Когда нужен рро при интернет-торговле» этого номера);
2) с использованием электронных денег. Заметим, что сфера обращения электронных денег в украинской интернет-торговле на данный момент ограничена. Поскольку реальные электронные деньги (Яндекс.Деньги, QIWI, PayPal, WebMoney) находятся за рамками украинского законодательства (см., например,
письма НБУ от 26.06.2014 г. № 25-109/33434 и
от 02.11.2016 г. № 57-0002/90626);
3) путем перевода денежных средств;
4) наличностью (работнику магазина или перевозчику наложенным платежом);
5) другим способом, предусмотренным законодательством Украины (например, в кредит).
Доставка покупателю.Интернет-магазин может доставлять товар как собственной, так и сторонней курьерской службой. При этом доставка может осуществляться адресно покупателю, в точку выдачи интернет-магазина либо в отделение стороннего перевозчика. Независимо от того, кем и куда осуществляется доставка, ее стоимость может быть либо включена в цену реализации товара (тогда интернет-магазин не выделяет отдельно услугу доставки в документах), либо выделена отдельно.
Если интернет-магазин в продажных документах отдельно выделяет стоимость доставки (а значит, оказывает услугу доставки покупателю), он осуществляет отдельный вид деятельности Необходимые КВЭДы: 53.2 «Другая почтовая и курьерская деятельность» или 49.4 «Грузовой автомобильный транспорт, оказание услуг перевозки вещей» (подробнее см. [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Документальное оформление интернет-продажи
Покупатель должен получить:
1. Подтверждение совершения электронной сделки (в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа) в момент
совершения сделки или в
момент выполнения продавцом обязанности передать покупателю товар ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
). 2. Документ, подтверждающий
факт получения денежных средств, с указанием даты осуществления расчета (электронный документ, квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон) ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
3. Бланк заказа, на втором экземпляре которого покупатель своей подписью подтверждает получение заказа и оплату денег ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). В жизни роль такого документа обычно выполняет
расходная накладная.
4. Гарантийный талон или другой документ, его заменяющий, — в случае продажи товаров, на которые установлены гарантийные сроки ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]).
Поскольку и расчетный документ, и расходная накладная могут быть подтверждением электронной сделки, продавец должен выдать покупателю 3 документа: 1) расчетный документ; 2) расходную накладную (или другой документ, ее заменяющий; 3) гарантийный талон — для гарантийных товаров.
Хотя в зависимости от ситуации необходимый пакет документов может меняться. Например, если оплата осуществляется наложенным платежом, то расчетный документ продавец не выдает (т. к. оплату от покупателя не принимает). А если продавец работает без РРО (или оплата осуществлена по безналу), роль расчетного документа и расходной накладной может выполнить один документ (например, товарный чек).
Что можно продавать через интернет?
Ассортимент товаров, которые продаются через интернет-магазин, определяется субъектом самостоятельно
([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
). То есть торговать через интернет можно всеми товарами, продажа которых не запрещена согласно действующему законодательству. Хотя, кроме полностью запрещенных, есть еще ряд товаров, которые нельзя пересылать по почте (см. [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]). А из-за установленных правил торговли через Интернет нельзя продавать алкоголь (кроме столовых вин) и табачные изделия, а также лекарственные средства (подробнее см. статью «ФЛП & интернет-магазин» этого номера).
Другие материалы из "Налоги&бухучет", 2020, № 51:
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
- [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]