[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] Автор:
Павленко Алексей, налоговый эксперт С проблемой (не)начисления НДС по п. 189.9 НКУ при ликвидации основных средств (ОС) на практике сталкиваются многие плательщики. Усугубилась эта проблема тем, что начиная с прошлого года налоговики стали особо фискально разъяснять механизм применения данной нормы. Сегодня мы подробно обсудим эти вопросы и вместе поищем варианты решения указанной проблемы.
Позиция налоговиков
В прошлом году фискалы еще ухудшили свой подход к применению нормы [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], определяющего базу обложения НДС при ликвидации ОС. Напомним, что во
втором абзаце этого
пункта в виде оснований для неначисления НДС при ликвидации ОС наряду с форс-мажорной и вынужденной ликвидацией (как правило, в случае хищения) ОС имеется третье основание:
когда плательщик подает налоговикам «соответствующий документ» об уничтожении, разборке или преобразовании ОС, вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению. В начале прошлого года фискалы совсем перестали видеть в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] это третье основание для неначисления НДС при ликвидации ОС, ведя речь только о двух первых: форс-мажоре и «хищении». Об этом см. в ряде
писем ГФСУ: например, [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Во многих из упомянутых
писем фискалы пытаются привязывать фрагмент о «соответствующем документе» из [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] к первым двум причинам. То есть налоговики считают ликвидацию ОС по решению плательщика основанием для начисления НДС независимо от того, подал он им «соответствующий документ» или нет. Это незаконно — ведь по тексту перед ним стоит
разделительный союз «или» («або»), говорящий о том, что это — отдельная третья причина.
К тому же каждая отдельная причина (из трех) в этой норме начинается с одного и того же слова
«когда» («коли»).
Но фискалы этих слов в [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] в упор не замечают, да еще при этом делают особый акцент на документальном подтверждении форс-мажоров и краж ОС, необходимых для неначисления НДС. Вот
перечень документов (не исчерпывающий), которые, по мнению фискалов, при наличии какой-то из этих двух причин дают плательщику право не начислять НДС при ликвидации ОС:
— акт, удостоверяющий факт
пожара, составленный согласно [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки], подписанный комиссией, в состав которой входит не менее трех человек, в том числе представитель территориального органа ГСЧС, представитель администрации (собственник) объекта, потерпевший;
— сертификат ТПП, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (
форс-мажора);
— данные (извлечение) из соответствующего реестра о прекращении права собственности на ОС в случае их
полного уничтожения в соответствии с порядком, определенным [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки];
— заявление об уголовном правонарушении, зарегистрированное в Едином реестре досудебных расследований, в случае
хищения ОС.
Ну и
в любом случае (см. ниже) должно быть
заключение специальной экспертной комиссии предприятия и
акт формы № ОЗ-3 или № ОЗ-4, составленные так, чтобы они четко подтверждали
«знищення, розібрання або перетворення» списанных ОС.
Типовые формы этих актов установлены [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки].
Обратимся еще к консультациям в ЗІР (категория 101.07). На вопрос
о документах, подтверждающих уничтожение или списание ОС, налоговики говорят об актах форм № ОЗ-3, ОЗ-4 и о выводах соответствующей экспертной комиссии предприятия. Отвечая на вопрос,
как определить обычную цену при ликвидации ОС (а [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] говорит о базе обложения ликвидируемых ОС в виде их
обычной цены, но
не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации), фискалы отсылают к
рыночной цене ([необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]) на момент ликвидации. Но поскольку определить ее бывает непросто, то налоговики на проверках чаще ориентируются на балансовую (остаточную) стоимость ОС или на цену материалов/запчастей/металлолома (когда объект ОС полностью самортизирован).
Кстати, в
НКУ и других нормативах
не указано, когда плательщик должен подавать налоговикам «соответствующий документ». А вот в категории 101.07 ЗІР фискалы «регулируют» этот вопрос — документ об уничтожении, разборке или преобразовании ОС они предписывают подавать
с декларацией по НДС за отчетный период, в котором произведено списание.
Каким образом подавать этот документ (ведь декларация сдается только в электронном виде), не указано. Обычно плательщики несут/отправляют его (их) фискалам отдельно в бумажном виде. В то же время этой подачей можно нарваться и на проверку. А поскольку в нормативах не сказано, когда следует представлять этот документ, то на практике не все спешат с его подачей.
Но в то же время факт подачи с декларацией этих документов может сыграть
важную роль для вынесения решения в пользу плательщика (см. ниже о судебных решениях).
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]...
Другие материалы из "Бухгалтер911", 2018, № 25:
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
[необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
Подписаться на [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]
По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]