Металл, продукция химпрома, зерновые и некоторые другие виды сельхозпродукции экспортируются по довольно низким ценам. И всякий раз покупателями выступают оффшорные или кипрские компании. В ответ Минсоцполитики Украины регулярно «пугает» экспортеров своими законодательными инициативами относительно трансфертного ценообразования и введения пенсионного сбора на операции с оффшорами. Кипру и оффшорам постоянно демонстративно грозит кулаком Государственная налоговая служба Украины (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки о подготовке новых стандартов отчетности в сфере трансфертного ценообразования, убеждает в намерении пресечь практику экспорта с использованием оффшорных «прослоек»).
Вот и этим летом ГНС решила показать, как налоговики должны решительно работать с экспортерами-оптимизаторами. 24 июля 2012 года ГНС направила необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
Из Методических рекомендаций следует, что налоговики должны предпринимать все допустимые меры для выявления соответствия цен в экспортных операциях уровню рыночных цен:
— Будет создана Рабочая группа, с которую войдут лучшие умы ГНС и даже Университета ГНС. Они отберут для анализа особо рисковых налогоплательщиков, подозреваемых в оптимизации.
— Рабочая группа будет анализировать цены на особо популярные в практике экспортной оптимизации группы товаров (ГНС даже указала Интернет-ресурсы, данные которых стоит принимать во внимание). А еще Рабочая группа будет направлять запросы в органы статистики, специализированные предприятия мониторинга внешних рынков, любые другие органы и даже налоговикам и таможенникам других стран.
— Результаты этой бурной деятельности будут передаваться для анализа в центр мониторинга товарных рынков при Университете ГНС. Все это в итоге должно вылиться в аналитический отчет по каждому налогоплательщику, взятому «на карандаш».
А дальше проверка, во время которой «в обязательном порядке подлежат проверке факты поставок товаров нерезидентам через посредников (оффшорные компании, компании, зарегистрированные на территории Республики Кипр) по заниженным ценам и реализация таких товаров этими посредниками нерезидентам по рыночным ценам». А еще налогоплательщик обязан дать в ответ на запрос пояснения с документальным обоснованием уровня обычных цен. К этому стоит добавить то, какие факторы ГНС предписывает принимать во внимание при определении соответствия цены экспортного контракта уровню рыночных цен (у центрального налогового органа, как обычно, очень ограниченный подход к вопросу о том, что можно считать идентичными и однородными товарами, а также сопоставимыми условиями сделки). Все это имело бы устрашающий эффект, если бы не одно обстоятельство – для того, чтобы налоговый орган мог применить механизм определения налогового обязательства по обычной цене, нужно документальное подтверждение связанности контрагентов (экспортера и оффшорной компании). И в Методических рекомендациях ГНС это признает (по другому и быть не должно). Это полностью лишает смысла и ценности анализы и отчеты рабочих групп, центров мониторинга и, собственно, проверяющих. Тем ведь и «славятся» оффшорные инструменты, что возможность финансовых инспекций третьих стран определить контролирующее оффшорную компании лицо в обычных условиях равна нулю. К кипрским компаниям это относится в той же мере.
Так что, экспортеру остается выдержать давление налоговиков данными статистики рыночных цен на экспортируемый товар, театрально сокрушаться о том, что так для него сложились условия, что он экспортировал по ценам, которые кажутся налоговикам заниженным… и все.
А налоговым органам, в свою очередь, не стоит ожидать, что они своим скромными усилиями в отдельно взятой стране смогут решить проблему трансфертного ценообразования. Для этого, по крайней мере, необходимо идти в ключе мировых наработок (о таковых можно почитать в исследовании «необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки»).
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки