Одной из распространенных проблем по решению которых обращаются в НБУ такова:
клиент в банке получил карту, ежемесячный платеж за ее обслуживание составляет условно 20 грн. На протяжении длительного времени - 2-3 лет - он не пользовался картой, а потом обнаружил, что имеет задолженность перед банком на сумму условно 20 тыс. грн (или значительно больше).
Дело в том, что банк самостоятельно открыл кредитный лимит, чтобы за счет него списывать средства за обслуживание карты. В то же время потребитель не подписывал с банком кредитного договора, а также не получал от банка информации о реальной годовой процентной ставке по открытому кредиту и о платежах в случае просрочки.
Как решить такую ситуацию?
Вам следует сначала обратиться непосредственно в банк и указать на отсутствие кредитного договора с учреждением. Объясните работникам банка, что вам не предоставлялась информация о реальной годовой процентной ставке, общей стоимости кредита, о платежах в случае просрочки.
Подчеркните, что требования банка о погашении долга по кредиту являются безосновательными, ведь банк списал долг и проценты за счет кредита, на который вы даже не соглашались.
В течение месяца банк должен предоставить вам ответ. Если он вас не удовлетворил, обращайтесь в Национальный банк. Профильное подразделение - Управление защиты прав потребителей финансовых услуг - рассмотрит жалобу и обратится в банк за разъяснениями, если ваши права действительно были нарушены.
Практика показывает, что после обращений Национального банка к банкам в таких ситуациях банки преимущественно соглашаются с доводами регулятора и потребителя и в результате списывают начисленный долг.
В частности, в ситуациях по обращениям, которые поступали в НБУ, регулятор использовал следующие аргументы:
- в соответствии с Условиями и правилами предоставления банковских услуг самого банка он может списывать платеж за счет имеющихся на счете денежных средств (а не открывая кредит);
- в соответствии с Условиями и правилами предоставления банковских услуг самого банка списания платежа за обслуживание карты прекращается, если картой не пользуются в течение 90 дней;
- потребитель не подписывал кредитный договор и не давал согласие на установление кредитного лимита, что является требованием украинского законодательства;
- потребитель не был ознакомлен с документами, где указана реальная годовая процентная ставка по кредиту, его общая стоимость, платежи в случае просрочки, что является требованием украинского законодательства.
В рубрике "Вопрос дня" мы анализируем конкретные обращения в Национальный банк. Потребителям это должно помочь лучше ориентироваться, в каких случаях есть признаки нарушения их прав и как следует действовать. А банкам - понимать, как построить свою работу, чтобы потребители действительно понимали условия получения услуги и могли добросовестно выполнять свои обязательства.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки