Нормативная база:

1. Закон от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее - Закон № 877);

2. Закон от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 1023);

3. Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг, утв. приказом Минэкономразвития от 07.03.12 г. № 310 (далее - Порядок № 310).



ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ


Основание


квартальные планы работы Госпотребинспекции.


Продолжи- тельность


не более 15 р.дн., а для субъектов малого предпринимательства - не более 5 р. д. Продлевать сроки проведения проверок нельзя


Особенности
проводятся только в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

В ходе проверки инспекторы должны (п. 1.11 Порядка № 310):

- не вмешиваться и не мешать осуществлению хозяйственной деятельности;

- обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования;



- консультировать проверяемого по вопросам, которые относятся к их компетенции.


Уведомление
не позднее чем за 10 кал.дн. до начала плановой проверки субъекту хозяйствования должны направить письменное уведомление (п. 1.6 Порядка № 310). Уведомление должно быть направлено рекомендованным письмом или телефонограммой, либо вручено руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под подпись.

Уведомление должно содержать:

- дату начала и дату окончания проведения плановой проверки;

- наименование юр.лица или ФИО - ФЛП, относительно которых проводится проверка;



- наименование соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей.






ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ


Основание
Согласно п. 1.7 Порядка № 310 проводятся в следующих случаях:

1. Если субъект хозяйствования подал письменное заявление о проведении у него проверки по его желанию.

2. Если была выявлена и подтверждена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования.

------------------------------------

действующим законодательством не предусмотрено представление каких-либо документов обязательной отчетности в Госпотребинспекцию и ее территориальные органы (письмо Госпотребинспекции от 01.06.12 г. № 3316-1-11/6).

--------------------------------------

3. Если необходимо проверить, как субъект хозяйствования выполняет предписания, распоряжения, выданные по результатам проведения плановых проверок Госпотребинспекцией.

4. Если от физических и юридических лиц поступили обращения, в которых сказано о случаях нарушения субъектом хозяйствования законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Госпотребинспекцию.

5. Если субъект хозяйствования не представил в установленный срок документы обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменные объяснения о причинах, которые препятствовали представлению таких документов.(также как и с п. 2 обязательная отчетность в Госпотребинспекцию не подается)



6. Если в связи с деятельностью субъекта хозяйствования произошла авария, наступила смерть пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания
Особен-



ности
В ходе проверки выясняются только те вопросы, которые послужили основанием для ее проведения. Причем эти вопросы обязательно должны быть указаны в направлении на проведение проверки (п. 1.7 Порядка № 310).

Проводятся только в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка. В ходе проверки инспекторы должны: не вмешиваться и не мешать осуществлению хозяйственной деятельности; обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования; консультировать проверяемого по вопросам, которые относятся к их компетенции.

Повторная внеплановая проверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, основанию не допускается. В случае поступления нескольких жалоб на предприятия по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится один раз (п. 1.7 Порядка № 310).

В соответствии с Законом от 23.02.12 г. № 4448-VI Госпотребинспекция имеет право проводить исключительно внеплановые проверки по жалобам потребителей на субъектов хозяйствования, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска* согласно Закону № 877.

---------------------------

* Отнесены:

- физлица-предприниматели, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС;



- юрлица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает включение НДС в состав единого налога.


Продолжи-тельность


не более 10 р. д., а для субъектов малого предпринимательства - не более 2 р. д. Продлевать срок проведения проверок нельзя


Уведомление


проводятся без предварительного уведомления субъекта хозяйствования.


ПРОЦЕДУРА:



Перед началом любой проверки должностные лица Госпотребинспекции обязаны:


1


предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу свои служебные удостоверения;


2
предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу оригинал направления на проверку по форме приложения 2 к Порядку № 310

На что следует обратить внимание в направлении на прверку:

1) направление действует только в течение указанного в нем срока проведения проверки;

2) должно быть подписано руководителем органа Госпотребинспекции или его заместителем и удостоверено печатью;

3) В направлении указываются:

- наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, который проводит эту проверку;

- наименование проверяемого предприятия и/или его обособленного подразделения либо Ф. И. О. проверяемого физлица-предпринимателя;

- местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения;

- номер и дата приказа, на основании которого назначена проверка;

- перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должностей и Ф.И.О.;

- даты начала и окончания проверки;

- тип проверки (плановая или внеплановая);

- основания для проведения проверки (их мы рассмотрели выше);

- предмет проведения проверки;

- информация о проведении предварительного мероприятия контроля (тип мероприятия и дата его проведения).



4) Копию направления проверяющие должны отдать субъекту хозяйствования.


При внеплановой проверке - дополнительно предоставить субъекту хозяйствования копию документа, послужившего основанием для проведения проверки (п. 2.8 Порядка № 310). Таким документом является приказ руководителя Госпотребинспекции о проведении проверки. В приказе должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, у которого будет проводиться проверка, и сам предмет проверки.


3


зарегистрироваться в журнале учета проверок (при его наличии у субъекта хозяйствования) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877).


ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОПУСКА К ПРОВЕРКЕ (п. 1.6 Порядка № 310):

1) не представлены необходимые для проведения проверки документы;

2) представленные документы не отвечают требованиям законодательства (например, направление на проверку не удостоверено печатью или срок его действия истек);

3) не получено уведомление о проведении плановой проверки;

4) если проверка назначена с нарушением периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренной законом.



ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПРОВОДЯТСЯ (п. 8 постановления КМУ от 27.12.08 г. № 1164 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хоз.деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля):


субъекты хозяйствования с высокой степенью риска


субъекты хозяйствования со средней степенью риска


субъекты хозяйствования с низкой степенью


не чаще одного раза в год


не чаще одного раза в 2 года


не чаще одного раза в 3 года


Периодичность внеплановых проверок не установлена.


Ответственность за необоснованный недопуск к проверке

1) штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.) на должностных лиц предприятия и предпринимателей (ст. 1882 КУоАП);

2) за создание препятствий проверяющим в проведении проверки качества продукции, а также соблюдения правил торгового и других видов обслуживания - штраф в размере от 1 % до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 НМДГ (не менее 170 грн.).



А в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйствования не ведет обязательный учет доходов и расходов, такой штраф составляет 10 НМДГ (170 грн.) (п. 8 ст. 23 Закона № 1023).
ПРАВА ПРОВЕРЯЮЩИХ (п. 1.5 Порядка № 310):

1. Беспрепятственно посещать и обследовать производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования.

2. Отбирать образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ по законодательству. Если по результатам проведенных исследований (экспертизы) будет установлен факт реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной, то субъект хозяйствования обязан возместить понесенные за это расходы (п. 3 ст. 26 Закона № 1023).

Отбор образцов (проб) товаров для проверки их качества проводится должностным лицом Госпотребинспекции, имеющим при себе соответствующее удостоверение, в присутствии лица, которое непосредственно осуществляет продажу товаров (выполняет работу, оказывает услуги), например продавца, и по возможности - в присутствии представителя проверяемого предприятия. Оформляется актом отбора образцов (проб) товаров. Продавец, представитель предприятия имеют право при подписании такого акта письменно оформить свое несогласие с результатами проверки и дать письменные пояснения.

3. Проводить контрольные проверки относительно соблюдения правил при осуществлении расчетов с потребителями в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 02.04.94 г. №215 (далее - Порядок № 215), в том числе с использованием терминалов.

4. Получать копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства такой продукции.

5. Прекращать отгрузку и реализацию товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, соблюдение которых по законодательству является обязательным, до устранения субъектами хозяйствования выявленных недостатков.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ



выявлен факт нарушения законодательства


составляется АКТ в 2-х экз., один из которых остается у субъекта хозяйствования, которого проверяли.
Изучаем АКТ:

Должен содержать:

- дату составления;

- тип проверки (плановая или внеплановая);

- предмет проверки;

- наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, а также должность, ФИО должностного лица, который проводил проверку;



- наименование юр.лица или ФИО ФЛП, относительно которых проводилась проверка.
- при выявлении нарушения требований законодательства в акте обязательно указываются нормативно-правовые акты или нормативные документы, требования которых нарушены, их полное наименование и регистрационный номер;

- содержание нарушения должно быть конкретизировано и изложено в соответствии с нормами законодательства. Произвольное изложение или толкование требований нормативно-правовых актов и документов не допускается. Описание нарушений заканчивается аргументированными выводами с ссылкой на соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты и нормативные документы.

- объяснения, замечания или возражения к акту предоставляются в письменной форме и прилагаются к акту проверки;

- во избежание дописок незаполненные места в акте перечеркиваются обозначением «Z»;

- подписать акт необходимо, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, подписывается с возражениями.

В случае отказа от подписания акта присылается по почте субъекту хозяйствования его копия. Копия акта в течение 3-х р.дн. после регистрации акта направляется письмом с уведомлением о вручении по местонахождению субъекта, деятельность которого проверялась.



На основании акта руководителю предприятия дается ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений. Сроки выполнения предписания в каждом конкретном случае определяются исходя из реальных возможностей предприятия, условий его деятельности и количества и характера нарушений.
Помимо ПРЕДПИСАНИЯ инспекцией может быть принято одно из следующих решений:

- применить административные штрафы, установленные КУАП (к должностным лицам субъекта хозяйствования);

- применить финансовые санкции, предусмотренные ст. 23 Закона № 1023 (к юрлицам или ФЛП согласно Положению о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушения законодательства о защите прав потребителей , утвержденному постановлением КМУ от 17.08.02 г. № 1177);

- принять меры запретительного характера, установленные ст. 26 Закона № 1023, т.е. ввести определенные ограничения для субъекта хозяйствования;





п/п


Суть нарушения


Меры запретительного характера
Норма Закона



№ 1023


1


2


3


4


1


Реализация продукции, не отвечающей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов


Прекращение отгрузки и реализации продукции, до устранения выявленных недостатков


п. 6 ст. 26


2
Реализация продукции в случае, когда:

- отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов, соблюдение которых согласно законодательству является обязательным;

- отсутствует сертификат соответствия или свидетельство о признании соответствия такой продукции, если она внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

- продукция ввезена на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;

- срок годности продукции не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, соблюдение которых по законодательству является обязательным, или когда такой срок истек;



- когда продукция является фальсифицированной


Запрет на реализацию такой продукции


п. 7 ст. 26


3


Систематическая реализация товаров ненадлежащего качества, нарушение правил торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров


Временное прекращение деятельности такого субъекта хозяйствования, складов предприятий оптовой и розничной торговли до устранения выявленных недостатков


п.. 8 ст. 26


4


Использование неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него, с истекшим сроком действия, средств измерительной техники


Опломбирование таких измерительных средств


п. 9 ст. 26
- подать в суд иски о защите прав потребителей;

- передавать материалы проверок органам досудебного расследования - если действия проверяемых лиц содержат признаки уголовного преступления.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки