Нормативная база:
1. Закон от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее - Закон № 877);
2. Закон от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 1023);
3. Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг, утв. приказом Минэкономразвития от 07.03.12 г. № 310 (далее - Порядок № 310).
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ | ||
Основание | квартальные планы работы Госпотребинспекции. | |
Продолжи- тельность | не более 15 р.дн., а для субъектов малого предпринимательства - не более 5 р. д. Продлевать сроки проведения проверок нельзя | |
Особенности | проводятся только в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка. В ходе проверки инспекторы должны (п. 1.11 Порядка № 310): - не вмешиваться и не мешать осуществлению хозяйственной деятельности; - обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования; - консультировать проверяемого по вопросам, которые относятся к их компетенции. | |
Уведомление | не позднее чем за 10 кал.дн. до начала плановой проверки субъекту хозяйствования должны направить письменное уведомление (п. 1.6 Порядка № 310). Уведомление должно быть направлено рекомендованным письмом или телефонограммой, либо вручено руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под подпись.
|
ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ | |
Основание | Согласно п. 1.7 Порядка № 310 проводятся в следующих случаях: 1. Если субъект хозяйствования подал письменное заявление о проведении у него проверки по его желанию. 2. Если была выявлена и подтверждена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования. ------------------------------------ действующим законодательством не предусмотрено представление каких-либо документов обязательной отчетности в Госпотребинспекцию и ее территориальные органы (письмо Госпотребинспекции от 01.06.12 г. № 3316-1-11/6). -------------------------------------- 3. Если необходимо проверить, как субъект хозяйствования выполняет предписания, распоряжения, выданные по результатам проведения плановых проверок Госпотребинспекцией. 4. Если от физических и юридических лиц поступили обращения, в которых сказано о случаях нарушения субъектом хозяйствования законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Госпотребинспекцию. 5. Если субъект хозяйствования не представил в установленный срок документы обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменные объяснения о причинах, которые препятствовали представлению таких документов.(также как и с п. 2 обязательная отчетность в Госпотребинспекцию не подается) 6. Если в связи с деятельностью субъекта хозяйствования произошла авария, наступила смерть пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания |
Особен- ности | В ходе проверки выясняются только те вопросы, которые послужили основанием для ее проведения. Причем эти вопросы обязательно должны быть указаны в направлении на проведение проверки (п. 1.7 Порядка № 310). Проводятся только в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка. В ходе проверки инспекторы должны: не вмешиваться и не мешать осуществлению хозяйственной деятельности; обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования; консультировать проверяемого по вопросам, которые относятся к их компетенции. Повторная внеплановая проверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, основанию не допускается. В случае поступления нескольких жалоб на предприятия по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится один раз (п. 1.7 Порядка № 310). В соответствии с Законом от 23.02.12 г. № 4448-VI Госпотребинспекция имеет право проводить исключительно внеплановые проверки по жалобам потребителей на субъектов хозяйствования, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска* согласно Закону № 877. --------------------------- * Отнесены: - физлица-предприниматели, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС; - юрлица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает включение НДС в состав единого налога. |
Продолжи-тельность | не более 10 р. д., а для субъектов малого предпринимательства - не более 2 р. д. Продлевать срок проведения проверок нельзя |
Уведомление | проводятся без предварительного уведомления субъекта хозяйствования. |
ПРОЦЕДУРА:
Перед началом любой проверки должностные лица Госпотребинспекции обязаны: | ||
1 | предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу свои служебные удостоверения; | |
2 | предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу оригинал направления на проверку по форме приложения 2 к Порядку № 310
При внеплановой проверке - дополнительно предоставить субъекту хозяйствования копию документа, послужившего основанием для проведения проверки (п. 2.8 Порядка № 310). Таким документом является приказ руководителя Госпотребинспекции о проведении проверки. В приказе должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, у которого будет проводиться проверка, и сам предмет проверки. | |
3 | зарегистрироваться в журнале учета проверок (при его наличии у субъекта хозяйствования) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877). |
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОПУСКА К ПРОВЕРКЕ (п. 1.6 Порядка № 310):
1) не представлены необходимые для проведения проверки документы;
2) представленные документы не отвечают требованиям законодательства (например, направление на проверку не удостоверено печатью или срок его действия истек);
3) не получено уведомление о проведении плановой проверки;
4) если проверка назначена с нарушением периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренной законом.
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПРОВОДЯТСЯ (п. 8 постановления КМУ от 27.12.08 г. № 1164 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хоз.деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля): | ||
субъекты хозяйствования с высокой степенью риска | субъекты хозяйствования со средней степенью риска | субъекты хозяйствования с низкой степенью |
не чаще одного раза в год | не чаще одного раза в 2 года | не чаще одного раза в 3 года |
Периодичность внеплановых проверок не установлена. |
Ответственность за необоснованный недопуск к проверке
1) штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.) на должностных лиц предприятия и предпринимателей (ст. 1882 КУоАП);
2) за создание препятствий проверяющим в проведении проверки качества продукции, а также соблюдения правил торгового и других видов обслуживания - штраф в размере от 1 % до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 НМДГ (не менее 170 грн.).
А в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйствования не ведет обязательный учет доходов и расходов, такой штраф составляет 10 НМДГ (170 грн.) (п. 8 ст. 23 Закона № 1023).
ПРАВА ПРОВЕРЯЮЩИХ (п. 1.5 Порядка № 310):
1. Беспрепятственно посещать и обследовать производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования.
2. Отбирать образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ по законодательству. Если по результатам проведенных исследований (экспертизы) будет установлен факт реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной, то субъект хозяйствования обязан возместить понесенные за это расходы (п. 3 ст. 26 Закона № 1023).
Отбор образцов (проб) товаров для проверки их качества проводится должностным лицом Госпотребинспекции, имеющим при себе соответствующее удостоверение, в присутствии лица, которое непосредственно осуществляет продажу товаров (выполняет работу, оказывает услуги), например продавца, и по возможности - в присутствии представителя проверяемого предприятия. Оформляется актом отбора образцов (проб) товаров. Продавец, представитель предприятия имеют право при подписании такого акта письменно оформить свое несогласие с результатами проверки и дать письменные пояснения.
3. Проводить контрольные проверки относительно соблюдения правил при осуществлении расчетов с потребителями в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 02.04.94 г. №215 (далее - Порядок № 215), в том числе с использованием терминалов.
4. Получать копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства такой продукции.
5. Прекращать отгрузку и реализацию товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, соблюдение которых по законодательству является обязательным, до устранения субъектами хозяйствования выявленных недостатков.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
выявлен факт нарушения законодательства |
составляется АКТ в 2-х экз., один из которых остается у субъекта хозяйствования, которого проверяли. |
Изучаем АКТ: Должен содержать: - дату составления; - тип проверки (плановая или внеплановая); - предмет проверки; - наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, а также должность, ФИО должностного лица, который проводил проверку; - наименование юр.лица или ФИО ФЛП, относительно которых проводилась проверка. |
- при выявлении нарушения требований законодательства в акте обязательно указываются нормативно-правовые акты или нормативные документы, требования которых нарушены, их полное наименование и регистрационный номер; - содержание нарушения должно быть конкретизировано и изложено в соответствии с нормами законодательства. Произвольное изложение или толкование требований нормативно-правовых актов и документов не допускается. Описание нарушений заканчивается аргументированными выводами с ссылкой на соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты и нормативные документы. - объяснения, замечания или возражения к акту предоставляются в письменной форме и прилагаются к акту проверки; - во избежание дописок незаполненные места в акте перечеркиваются обозначением «Z»; - подписать акт необходимо, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, подписывается с возражениями. В случае отказа от подписания акта присылается по почте субъекту хозяйствования его копия. Копия акта в течение 3-х р.дн. после регистрации акта направляется письмом с уведомлением о вручении по местонахождению субъекта, деятельность которого проверялась. На основании акта руководителю предприятия дается ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений. Сроки выполнения предписания в каждом конкретном случае определяются исходя из реальных возможностей предприятия, условий его деятельности и количества и характера нарушений. |
- применить административные штрафы, установленные КУАП (к должностным лицам субъекта хозяйствования);
- применить финансовые санкции, предусмотренные ст. 23 Закона № 1023 (к юрлицам или ФЛП согласно Положению о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушения законодательства о защите прав потребителей , утвержденному постановлением КМУ от 17.08.02 г. № 1177);
- принять меры запретительного характера, установленные ст. 26 Закона № 1023, т.е. ввести определенные ограничения для субъекта хозяйствования;
№ п/п | Суть нарушения | Меры запретительного характера | Норма Закона № 1023 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Реализация продукции, не отвечающей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов | Прекращение отгрузки и реализации продукции, до устранения выявленных недостатков | п. 6 ст. 26 |
2 | Реализация продукции в случае, когда: - отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов, соблюдение которых согласно законодательству является обязательным; - отсутствует сертификат соответствия или свидетельство о признании соответствия такой продукции, если она внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации; - продукция ввезена на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество; - срок годности продукции не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, соблюдение которых по законодательству является обязательным, или когда такой срок истек; - когда продукция является фальсифицированной | Запрет на реализацию такой продукции | п. 7 ст. 26 |
3 | Систематическая реализация товаров ненадлежащего качества, нарушение правил торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров | Временное прекращение деятельности такого субъекта хозяйствования, складов предприятий оптовой и розничной торговли до устранения выявленных недостатков | п.. 8 ст. 26 |
4 | Использование неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него, с истекшим сроком действия, средств измерительной техники | Опломбирование таких измерительных средств | п. 9 ст. 26 |
- передавать материалы проверок органам досудебного расследования - если действия проверяемых лиц содержат признаки уголовного преступления.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки