22 августа 2013 г. Пенсионный фонд считает, что для привлечения к админответственности физических лиц — предпринимателей по статьям 1651 и 18823 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) нет оснований (письмо от 25.06.2013 г. № 16243/09-10).

Напомним, что данными статьями предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц за:

1) нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование (ст. 1651 КУоАП);

2) за препятствование уполномоченным лицам органов доходов и сборов,* Пенсионного фонда, Фонда соцстраха на случай безработицы, Фонда соцстраха от несчастных случаев, Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности в проведении проверок**(18823 КУоАП).

Прежде всего, работники юридического управления Пенсионного фонда отметили, что определение понятия «должностное лицо» в КУоАП не приведено. В то же время есть определение понятия «должность» в ст. 2 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (кстати, Закон утратит силу с 1 января 2014 года). Так, согласно настоящему Закону должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Кроме того, в результате анализа постановления Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 26.04.2002 г. № 5 чиновники пришли к выводу, что выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей предусматривает нахождение лица на определенной должности в органах власти, предприятии, учреждении, организации.

В то же время, исходя из определения принципов хозяйствования и предпринимательской деятельности, приведенных в Гражданском и Хозяйственном кодексах, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без создания юридического лица, не занимают определенной должности.

Пенсионный фонд акцентирует внимание, что штатное расписание предусмотрено лишь у субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц.

Учитывая вышеуказанное, чиновники сделали следующий вывод: оснований для привлечения к административной ответственности по ст.ст. 1651, 18823 КУоАП физических лиц — предпринимателей нет.



___________________________________

* В письме приведена другая формулировка требований статьи 18823 КУоАП. Она базируется на устаревшей редакции данной статьи. В то же время с 11.08.2013 г. ст. 18823 КУоАП нужно читать в обновленном виде согласно Закону Украины от 04.07.2013 г. № 406-VII.

** В рамках их полномочий на проведение проверок, перечисленных в ст. 18823 КУоАП для каждого контролирующего органа.



Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"