Курение вредит Вашему… бюджету!
C 17.12.2012 г. ужесточатся требования к кафе, ресторанам и другим заведениям ресторанного хозяйства: в них с указанной даты курить будет нельзя.
На собственников либо арендаторов сооружений или отдельных помещений возложена обязанность выделить специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 % общей площади соответствующего сооружения либо помещения. Вместо штрафа в размере 3400 грн. за необорудование специально отведенных для курения мест и неразмещения наглядной информации о запрете курения либо о специально отведенных местах для курения вводится ответственность в виде штрафа от одной до десяти тысяч гривень за: 1) неотведение специальных мест для курения; 2) необорудование специальных мест для курения вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма; 3) неразмещение таблички с текстом «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!» и соответствующим графическим знаком.
Закон вступит в силу с 17.12.2012 г.
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины
по совершенствованию отдельных положений
об ограничении мест курения табачных изделий»
от 24.05.2012 г. № 4844-VI
по совершенствованию отдельных положений
об ограничении мест курения табачных изделий»
от 24.05.2012 г. № 4844-VI
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53, с. 5
Комментарии к изменениям в НКУ
Вниманию читателей предложен обзор масштабных изменений, внесенных в НКУ Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI (текст Закона см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 54). Подробно рассмотрены и прокомментированы нововведения, коснувшиеся, в частности: администрирования налогов и сборов, налога на прибыль, единого налога, НДС, НДФЛ, спецводосбора, эконалога, местных налогов и сборов, платы за землю.
В числе изменений — особые правила переноса убытков плательщиками налога на прибыль, введение моратория на 2012 год на некоторые штрафы для упрощенцев, сокращение срока регистрации налоговых накладных в ЕРНН с 20 до 15 дней, освобождение от спецводосбора пользователей, использующих воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, и целый ряд других моментов.
Большинство изменений вступило в силу с 1 июля 2012 года.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55
Компьютерные программы
Тематический номер предназначен для субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности компьютерные программы.
В юридическом блоке раскрыты понятия лицензионного и контрафактного программного обеспечения, перечислены наиболее известные разновидности бесплатных лицензий на ПО, предложены рекомендации по осуществлению внутреннего контроля за лицензионностью ПО, описан порядок проведения проверок лицензионного использования компьютерных программ уполномоченными госорганами, указаны виды ответственности за выявленные в ходе таких проверок нарушения.
В налогово-бухгалтерском блоке дан ответ на вопрос, что понимается под приобретением компьютерных программ, проанализированы варианты их отражения в учете предприятия, раскрыты нюансы классификации расходов на приобретение ПО в качестве роялти или нематериального актива. Отдельная статья посвящена тонкостям бухгалтерского и налогового учета программного обеспечения, приобретаемого с поэтапной оплатой.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 56
Шанс для старых убытков: формируем правильное отрицательное значение объекта налогообложения
Н. Дзюба
C 01.07.2012 г. законодатели для плательщиков налога на прибыль установили «особый» механизм переноса «старых» убытков прошлых лет. Отражать перенос убытков по новым правилам следует в декларации за полугодие 2012 года.
Если предприятие «по просьбе» налоговиков прятало убытки, т. е. в строке 06.6 прибыльной декларации за II, II — III, II — IV кварталы 2011 года отрицательное значение I квартала 2011 года было сформировано без учета отрицательного значения объекта налогообложения, полученного по итогам 2010 года, то для достоверного определения показателя строки 07 декларации за II — IV кварталы 2011 года припрятанные убытки обязательно нужно «вернуть». Сделать это следует, уточнив соответствующую декларацию за отчетный период 2011 года. Такой порядок действий предлагают и налоговики (см. ответ на вопрос 4 в Обобщающей налоговой консультации № 575 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 57, с. 6).
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 57, с. 10
Единый налог: исправляем ошибки
Н. Дзюба
Тема исправления ошибок актуальна для любого налога. Единый налог — не исключение. В статье рассмотрены:
— оба способа исправления ошибок (через уточняющую и текущую декларацию);
— правила исправления «старого» единого налога (до 01.01.2012 г.) в отчетности нового времени;
— заполнение деклараций после подачи уточняющих (перенесение соответствующих показателей);
— уплата самоштрафа (с учетом освобождения в 2012 году) и пени.
Перечисленные вопросы проанализированы с точки зрения как физлиц-предпринимателей, так и юрлиц-единоналожников.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 57, с. 15
Индексация заработной платы работников: новые правила проведения
Л. Ушакова
21 июня 2012 года вступили в силу изменения, которые внесены в Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078). Изменения коснулись, в частности, расчета индексационных сумм при повышении заработной платы, порядка проведения индексации при приеме на работу и переводе на другую работу.
Объектом индексации являются денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера, в том числе оплата труда наемных работников в денежном выражении.
Оплата труда работников, как и прежде, подлежит индексации в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц. По-прежнему при проведении индексации используется понятие «базовый месяц». Базовый месяц определяется для каждого работника отдельно.
В общем случае базовым месяцем при расчете индекса потребительских цен считается месяц, в котором происходит повышение заработной платы работника за счет увеличения ее постоянных составляющих. Причем с 21 июня 2012 года месяц повышения денежных доходов работников всегда будет считаться базовым, независимо от того, превысила ли сумма повышения заработной платы сумму возможной индексации или нет.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 57, с. 34
Обобщающая налоговая консультация по определению курсовых разниц от перерасчета операций в иностранной валюте, задолженности и иностранной валюты
Ввиду недавних изменений, введенных с 01.07.2012 г. Законом № 4834, ГНСУ постаралась прояснить ситуацию, связанную с порядком отражения операций с иностранной валютой в налоговом учете предприятия.
В консультации рассмотрены учетные особенности:
— покупки/продажи/конвертации инвалюты;
— формирования курсовых разниц, в том числе и по задолженности, не связанной с хозяйственной деятельностью.
Редакция по данной теме подготовила статью // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 63.
Приказ ГНСУ от 05.07.2012 г. № 574
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 58, с. 8
Обобщающая налоговая консультация по порядку обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности
В данной консультации изложены весьма важные выводы, причем не только для экспедиторов и перевозчиков, но и для прочих субъектов:
— ГНСУ признала за экспедиторами посреднический порядок формирования последствий по НДС;
— экспедиторы не должны включать в базу обложения НДС стоимость услуги перевозки от неплательщиков НДС;
— налоговики подтвердили, что место поставки услуг перевозки следует определять по месту регистрации поставщика (п. 186.4 НКУ);
— ГНСУ пересмотрела свой подход по транзитным перевозкам и заключила, что НДС-льгота согласно п. 197.8 НКУ может применяться лицами, взаимодействующими не только с заказчиком, но и с экспедитором.
Приказ ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 59, с. 34
Расходы на рекламу и продвижение товаров
Тематический номер посвящен рекламе в ее наиболее известных формах. При этом все включенные в него статьи основываются по сути на одной идее: если соответствующая информация признается рекламой, то расходы на нее отражаются в составе сбытовых без каких-либо ограничений. Главное при этом обзавестись необходимыми документами.
В свою очередь, некоторые учетно-рекламные аспекты заслуживают особого внимания.
К примеру, формирование доходов и расходов при рекламных раздачах товаров (в настоящее время налоговики настаивают на увеличении доходов и себестоимости).
Кроме того, было бы ошибкой не вспомнить о рекламных скидках (как в момент продажи, так и после) — данному вопросу посвящена отдельная статья номера. Стоит особо выделить механизм учета скидок в налоговой накладной и их проведение через РРО.
В тематическом номере освещены и многие другие вопросы, связанные с рекламой.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 60
Базы персональных данных: ждать ли проверяющих?
Утвержден порядок проведения проверок госслужбой по защите перональных данных. Проводимые ею проверки могут быть плановыми (выездными и безвыездными) и внеплановыми (которые также могут осуществляться как с выездом по местонахождению БПД, так и без него). И о плановых, и о внеплановых проверках Госслужба обязана заблаговременно, а именно за 10 календарных дней, сообщить проверяемому субъекту путем направления уведомления о проверке с копией приказа о ее проведении. Кроме того, субъект хозяйствования может узнать о том, что его ждет плановый либо внеплановый визит Госслужбы по защите персональных данных (и о том, что стало для этого основанием), ознакомившись с размещаемыми на сайте Госслужбы планами проверок на квартал, а также приказами о проведении внеплановых проверок.
Порядок осуществления Государственной службой Украины по вопросам защиты персональных данных государственного контроля за соблюдением законодательства о защите персональных данных, утвержденный приказом Минюста от 22.06.2012 г. № 947/5.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61, с. 7
Медосмотры работников, занятых обслуживанием населения
Л. Ушакова
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения обязательных профилактических медосмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, а также отражения расходов на их проведение в учете работодателя.
Обязательные профилактические медосмотры проводятся в связи с требованиями санитарного законодательства и бывают предварительными, периодическими и внеочередными.
Обязанность по организации прохождения работниками обязательных предварительного, периодических, а также внеочередных профилактических медосмотров возлагается на их работодателя. Обязательные профилактические медицинские осмотры работников могут проводиться в лечебно-профилактических заведениях по их месту проживания или по месту работы.
Для прохождения обязательного периодического медицинского осмотра работник должен иметь личную медицинскую книжку, которая причислена к бланкам строгой отчетности и является документом, удостоверяющим его состояние здоровья.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61, с. 19
Утверждена новая форма справки для получения «соцстраховской» путевки (форма № 070/о)
Министерство здравоохранения приказом от 14.02.2012 г. № 110, который вступил в силу 08.06.2012 г., утвердило новую форму справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (форма № 070/о) и инструкцию о ее заполнении.
Справка по форме № 070/о подтверждает необходимость санаторно-курортного лечения застрахованного лица (члена его семьи) и вместе с заявлением застрахованного лица является основанием для принятия решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию о выделении путевки, оплаченной за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
Справка по форме № 070/о действительна в течение 12 месяцев с момента выдачи. А срок ее хранения — 3 года.
«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61, с. 17
Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"