Является ли предприятие плательщиком сбора за специальное использование воды? Можно ли отнести стоимость бутилированной воды на расходы в налоговом учете?
Согласно п. 323.1 НКУ плательщиками сбора являются водопользователи – субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица – предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.
При этом объектом обложения сбором является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения (п. 324.1 НКУ).
В соответствии с п. 326.2 НКУ за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком. Если предприятие-арендатор компенсирует использованную на производстве воду в составе коммунальных платежей, значит договор с поставщиком воды заключен не был. Из этого следует, что плательщиком сбора за специальное использование воды является арендодатель – первичный водопользователь, а предприятие-арендатор, которое не заключило договор на поставку воды, не является плательщиком сбора за воду, использованную в арендованном помещении, независимо от ее назначения. В случае заключения поставщиком воды договора с арендатором, такое предприятие станет плательщиком сбора за специальное использование воды.
С 01.07.2012 г. не являются плательщиками сбора водопользователи – юридические лица, физические лица – предприниматели и плательщики единого налога, которые используют воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд (п. 323.2 НКУ). Под санитарно-гигиеническими нуждами понимается использование воды в туалетах, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. Кроме того, в редакции пп. 324.4.1 НКУ, действующей с 01.07.2012 г., указано, что сбор не взимается за воду, которая используется для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и плательщиков единого налога.
Данные положения позволяют, начиная с 01.07.2012 г. не начислять сбор за воду, использованную для удовлетворения санитарно-гигиенических нужд непосредственно самого предприятия. Дата вступления в силу изменений в раздел XVI «Сбор за специальное использование воды» НКУ, внесенных Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI, приходится на третий квартал 2012 года, когда подается налоговая декларация за полугодие 2012 года и уплачивается сбор в бюджет за второй квартал 2012 года. Несмотря на это, поскольку во втором квартале изменения еще не действовали, правильным будет пользоваться новой нормой с третьего квартала 2012 г., т. е. при представлении налоговой декларации за отчетный период – три квартала 2012 г. и при исчислении сбора за третий квартал 2012 года.
Таким образом, сбор за воду, использованную для уборки офисных помещений, следовало начислять и уплачивать в первом полугодии 2012 г., а начиная с 01.07.2012 – не нужно.
Относительно уплаты сбора за использование воды в части приобретенной для питьевых нужд расфасованной воды следует отметить следующее. Как уже было указано выше:
1) плательщиками сбора являются водопользователи – субъекты хозяйствования, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства (п. 323.1 НКУ);
2) за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком;
3) сбор исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) водных объектов с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок сбора и коэффициентов.
При покупке расфасованной воды нет плательщика сбора, так как не происходит забора воды из водных объектов и/или не заключался договор поставки воды от первичных или вторичных водопользователей (договор купли-продажи расфасованной воды и договор поставки воды применительно к разделу XVI НКУ – разные понятия). Кроме того, нет объекта налогообложения, который исчисляется исходя из объемов использованной воды водных объектов с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, потому что разрешение на использование приобретенной расфасованной воды не выдается.
Поэтому сбор за использование для питьевых нужд работников предприятия фасованной воды не начисляется и не уплачивается в бюджет.
В соответствии с Правилами пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода в населенных пунктах Украины, утвержденными приказом Минжилкоммунхоза от 27.06.2008 г. № 190, в рамках центрального водоснабжения и водоотвода предоставляются две услуги – поставка питьевой воды и прием сточных вод. В Государственных санитарных правилах планирования и застройки населенных пунктов, утвержденных приказом Минздрава от 19.06.96 г. № 173, указано, что качество воды, которая подается на хозяйственные нужды, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, установленным ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством». Таким образом, предприятия получают путем центрального водоснабжения именно питьевую воду. Отнесение стоимости данной воды в налоговые расходы вопросов ни у налогоплательщиков, ни у налоговых органов не вызывает.
Согласно ст. 15 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10.01.2002 г. № 2918-III хозяйственная деятельность в сфере питьевого водоснабжения включает:
– централизованное питьевое водоснабжение;
– питьевое водоснабжение при помощи пунктов розлива питьевой воды;
– производство фасованной питьевой воды;
– питьевое водоснабжение при помощи индивидуальных и коллективных установок (устройств) подготовки питьевой воды.
Таким образом, водообеспечение предприятия за счет источника в виде фасованной питьевой воды является равноценным централизованному водоснабжению и не может считаться таким, которое обеспечивает исключительно личные нужды физических лиц. В данном случае при покупке фасованной питьевой воды происходит выполнение предприятием санитарно-гигиенических норм и правил.
Поэтому расходы на покупку бутилированной (фасованной) воды подлежат включению в расходы в налоговом учете, также как и расходы на воду, которую использует предприятие для питьевых целей из водопровода, как затраты, связанные с обеспечением работников предусмотренных законодательством условий труда (ст. 153 КЗоТ, ст. 4, 7 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII).
Основанием для включения в налоговые расходы стоимости воды, использованной для питьевых нужд:
– производственного персонала, является пп. 138.8.5 НКУ (расходы на управление производством – пп. «а»; водоснабжение – пп. «д»; охрану труда, технику безопасности – пп. «є»);
– административного аппарата – пп. 138.10.2 НКУ (расходы на содержание аппарата управления – пп. «а»; водоснабжение, водоотвод – пп. «в»).
Инна Волянюк
аудитор, АФ «Номина Аудит»
Дата подготовки 23.07.2012
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки