Парадокс - чтобы сделать бизнес прозрачным и более простым, потребовалось прибегнуть к помощи криптографии, которая всегда была орудием секретных спецслужб.
Двуликая ЭЦП
Электронная цифровая подпись (ЭЦП), несмотря на свою секретность, стала самым узнаваемым атрибутом предпринимателя. Даже для тех, кто ещё не приобщился к передовым технологиям, ЭЦП становится настоящим «ключом» в мир современного бизнеса. ЭЦП является полным электронным аналогом обычной подписи на бумаге, но значительно превосходит ее по защищенности от подделки.
В законах Украины «Про електронні документи та електронний документообіг» (от 22.05.03 г. № 851-IV) и «Про електронний цифровий підпис» (от 22.05.03 г. № 852-IV) однозначно определены условия, при которых именно ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись используется физическими и юридическими лицами для идентификации подписанта и подтверждения целостности данных в электронном документе.
В Украине для работы с ЭЦП используются два вида ключей защиты:
• личный ключ – последовательность электронных цифровых символов, кото-рая электронную цифровую подпись. Он известен только владельцу ключа и доступен только его владельцу;
• открытый ключ – последовательность электронных цифровых символов. Этот ключ известен и владельцу и тому органу, с которым ведется электронный документооборот, например, налоговой инспекции. Открытый ключ не позволяет стороной, принимающей документ, установить, кем вносились изменения в оригинал документа, хранящийся у обладателя электронной подписи. Копия открытого ключа хранится в центре сертификации.
Всё, что зашифровано с помощью открытого ключа может быть расшифровано открытым и личным ключом.

Для подтверждения подлинности ключей используются специальные документы:
• сертификат открытого ключа – подтверждает законность и принадлежность открытого ключа подписанту. Выдается центрами сертификации ключей;
• усиленный сертификат открытого ключа – используется для подтверждения ЭЦП при обмене особо важными электронными документами, например, при сдаче отчетности. Выдается только Аккредитованными центрами сертификации ключей.
Электронную подпись можно использовать как с подтверждением ее усиленным сертификатом ключа, так и без него. В первом случае ЭЦП применяется для взаимо-действия с государственными органами – они обязательно используют сертификат для проверки личного ключа. Между собой субъекты предпринимательской деятельности могут удостоверять документы, не используя усиленный сертификат.

В настоящее время ЭЦП наиболее активно используется в таких областях, как:
• сдача отчетности в электронном виде,
• электронные государственные закупки,
• системы «Клиент-банк» и «Интернет-банк»,
• электронный документооборот государственных органов власти.

Преимущества ЭЦП
Несмотря на всю сложность структуры электронной цифровой подписи, она имеет неоспоримые преимущества перед обычной подписью.
• аутентичность - электронная подпись приравнена законом к собственноручной подписи. Она содержит всю необходимую информацию о лице, которое поставила ее и другие характеристики защиты;
• уникальность – электронную подпись невозможно подделать в отличие от обычной подписи;
• законность - документ, подписанный ЭЦП, автоматически приобретает юридическую силу;
• конфиденциальность - электронный документ, подписанный ЭЦП, гарантировано не сможет быть прочитан третьим лицом без согласия подписантов;
• безопасность - электронный документ, подписанный ЭЦП, гарантировано сохранит целостность содержания. В него нельзя внести какие-либо дополнения или правки без согласия подписавших его лиц;
• многовекторность – электронная подпись позволяет наладить удобный электронный документооборот между сторонами. При подаче отчетности можно использовать одни и те же средства ЭЦП при обмене данными со всеми контролирующими органами.
• оперативность – использование документов, подписанных ЭЦП, значительно ускоряет осуществление коммерческих операций, исключает дополнительные переговоры;
• экономичность – использование электронных документов с ЭЦП экономит время сотрудников, снижает расходы предприятий при заключении договоров. Электронные документы удобно хранить и восстанавливать
• мобильность – конфиденциальный документ может быть доступен обеим сторонам, подписавшим его ЭЦП, с любого устройства, имеющего выход в интернет, при этом оставаясь защищенным от несанкционированного доступа.

Получил ЭЦП – храни, применил ЭЦП - отвечай
Законом Украины «Про електронний цифровий підпис» предусмотрена обязанность подписанта хранить в тайне свой электронный ключ. Это означает, что владелец ключа ЭЦП не имеет права отказаться от электронной подписи, наложенной на документ. Электронную подпись нельзя отозвать с подписанного документа. Поэтому надежное хранение личного ключа ЭЦП – гарантия того, что им не воспользуется злоумышленник в корыстных целях. Конечно, утерянный ключ можно заблокировать, но на это потребуется некоторое время.

Хранить ключ ЭЦП можно на любом носителе, как внешнем (флешке, DVD), так и внутри компьютера. Программы сдачи отчетности, такие как М.Е.Дос, АртЗвит, Он-лайн бухгалтерия iFin.ua позволяют хранить ключи ЭЦП непосредственно на компьютере, привязывая их к конкретному лицу, в зашифрованном виде в безопасном разделе операционной системы. Это исключает использованием ключей ЭЦП посторонними лицами, не знающими пароля доступа.
В чем секрет ЭЦП
Процедура подписания документа электронной цифровой подписью довольно проста и примерно одинакова во всех программах для сдачи отчетов. А что кроется за этим процессом?

Например, вы решили не возить бумажный отчет в налоговую инспекцию, а отправить его в электронном виде. Для этого вам потребуется программа, которая умеет создавать отчет в формате, который используется для передачи через Интернет. Можно воспользоваться программами необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки или сервисом необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. Если вы хотите вести учет в автоматизированной системе и на основании первичных документов формировать электронную отчетность, можно использовать необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. Как вариант, можно импортировать в эти программы отчеты, созданные в других учетных системах.
Подготовленный отчет подписывается своей электронной подписью. Программа отправки отчетов из личного ключа и отчетного документа автоматически генерируется длинное число, которое и является вашей электронной цифровой подписью под отчетом. При необходимости задействуется и ключ бухгалтера.
Получив такой отчет, в налоговой инспекции сразу узнают, от кого поступил отчет и когда он был отправлен. Для установления подлинности отчета сверяются открытые ключи – налоговой инспекции и тот, который находится в ЭЦП отчета. Таким образом, осуществляется точная идентификация отправителя отчета. Пользователь, получив из налоговой инспекции уведомление о приеме отчете, расшифровывает его с помощью личного ключа.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки