Автор: Войтенко Татьяна, налоговый эксперт.
Обсудим довольно популярный вопрос: предприятие платит облэнерго за электрическую энергию. Счета на оплату и акты выполненных работ приходят через Интернет, но без подписей и печатей. Нужно ли их распечатывать и обращаться в облэнерго, чтобы поставить живые подписи и печати? Или налоговая не будет придираться?
Осмелимся предположить, что предприятию приходят не «картинки на экране без подписи/печати», а полноценные электронные документы в рамках электронного документооборота из облэнерго. Чтобы в этом удостовериться, проверьте договор/допсоглашения к нему. И если это так, тогда никуда ни за какими подписями/печатями бежать не нужно.
Что такое электронный первичный документ?
Электронная первичка
Документы, созданные в электронной форме, используют в бухучете только при условии, что они отвечают требованиям законодательства об электронных документах и электронном документообороте (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки*). По необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки** процесс создания электронного документа завершается наложением электронной подписи. А статус первичного он обретает после должным образом его оформления (см. письмо ГНСУ от 22.06.2020 г. № 2510/6/99-00-05-05-02-06/ІПК).* необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
** необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
К собственноручной подписи по нормам необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки*** приравнивается квалифицированная электронная подпись (КЭП). Только КЭП имеет презумпцию целостности и достоверности электронных данных (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки). Так что любой
*** необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
электронный документ, подписанный КЭП, равнозначен бумажной версии с собственноручной подписьюЭлектронный документооборот с контрагентами осуществляют на основании договоров, определяющих взаимоотношения субъектов такого документооборота (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки). При этом не обязательно заключать с контрагентом отдельное соглашение об электронном обмене документами. Достаточно прописать необходимые условия в самом договоре, которым зафиксирована сделка, или же заключить к нему допсоглашение на электронный документооборот. По договоренности сторон можно использовать различные виды электронной подписи. Но гарантом юридической силы электронного документа является только КЭП.
Так что электронную первичку, которой вы обмениваетесь с контрагентами, лучше подписывать КЭП — той, которую вы используете для налоговой отчетности. Да и функционал популярных онлайн-сервисов электронного документооборота (M.E.Doc, СОТА, Вчасно, Арт-Звіт Pro и т. д.) позволяет подписывать электронные документы КЭП, обмениваться ими с контрагентами и составлять отчетность.
Также можно воспользоваться сервисом обмена первичкой, который предлагает ваш поставщик электроэнергии. Например, по типу YASNO — поставщика электроэнергии клиентам из г. Киева, Днепропетровской и Донецкой областей или КомпасД — из Харькова и области.
С точки зрения налоговиков, для создания и подачи электронного документа плательщик по своему усмотрению может воспользоваться любым программным обеспечением (см. письмо ГНСУ от 06.11.2020 г. № 4584/ІПК/99-00-12-02-01-06).
Подпишитесь, чтобы открыть доступ к материалам Я уже подписчик

360 грн/
месяц необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки