[b]Отсрочка сроков [/b]
Планировалось, что с начала 2021 года резидент Украины (как физлицо, так и юрлицо), который контролирует иностранное лицо, должен был стать плательщиком налога на прибыль КИК. Кроме этого, он (резидент, который контролирует КИК) обязан подавать контролерам Отчет о КИК, а также Сообщение о приобретении или прекращении участия в КИК. Правила налогообложения прибыли КИК установлены ст. 392 НКУ для случая, когда контролирующим лицом является юрлицо, а для случая, когда контролирующим лицом является физическое лицо, – необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки НКУ.
Введение правил налогообложения КИК с начала 2021 года, по мнению многих экспертов, оказалось преждевременным. Поэтому Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения» от 07.12.2020 г. необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки (далее – Закон № 1117) было решено отсрочить на год до 01.01.2022 года вступление в силу правил налогообложения КИК (то есть нормы ст. 392 и п. 177.13 НКУ начнут действовать только с начала следующего года).
Следовательно, Отчет о КИК или Сообщение о приобретении или прекращении участия в КИК в 2021 году подавать пока не нужно.
Кроме того, Законом № 1117 законодатель прописал особые правила начала действия правил налогообложения КИК. Так, в частности, первым отчетным (налоговым) годом для отчета о КИК является 2022 год (если отчетный год не соответствует календарному году, отчетный период начинается в 2022 году). То есть впервые подавать Отчет о КИК нужно будет в 2023 году (п. 54 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Законодатели позволяют контролирующему лицу подать Отчет о КИК за 2022 год и позже. Они дают право подавать такой Отчет в контролирующий орган одновременно с предоставлением годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (это касается физлиц, которые являются контролирующими лицами) или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (это касается юрлиц) за 2023 год (т. е. в 2024 году).
Тем, кто выберет способ предоставления Отчета о КИК за 2022 год во время подачи отчета за 2023 год, следует помнить, что необходимо будет включить данные указанной в таком отчете скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, которая подлежит налогообложению в Украине, к показателям соответствующих деклараций за 2023 год. В то же время штрафные санкции и/или пеня не будут применяться.
Кроме того, п. 54. подразд. 10 разд. ХХ НКУ предусматривает, что:
1) штрафные санкции и пеня за нарушения, допущенные при определении и исчислении прибыли контролируемой иностранной компании, не применяются по результатам 2022–2023 отчетных (налоговых) лет;
2) к налогоплательщику, его должностным лицам не применяется по результатам 2022–2023 отчетных (налоговых) лет административная и уголовная ответственность за любые нарушения, связанные с КИК. В связи с этим информация и/или документы, полученные контролирующим органом по результатам 2022–2023 отчетных (налоговых) лет:
а) является информацией с ограниченным доступом, не может быть истребована и/или передана правоохранительным органам по их запросу или в рамках процедур, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины;
б) не могут считаться доказательствами в уголовном производстве в понимании необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Уголовного процессуального кодекса Украины.
Следовательно, как минимум на год о КИК можно вспоминать, только чтобы не забыть, а вот заниматься их налогообложением не следует.
[b]Ликвидация КИК[/b]
Если физлицо из-за введения КИК-налогообложения не желает и дальше быть контролирующим лицом, то необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки НКУ дает ему право ликвидировать КИК в 2021 году без налоговых последствий.
Так, согласно этому пункту, временно в состав дохода физлица, которое ликвидирует КИК, в 2020–2021 гг. не входят доходы в виде доходов в денежном и/или ином имущественном выражении, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица налогоплательщиком, если такое физлицо является:
1) акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица при соблюдении следующих условий:
а) процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица начата не ранее 01 января 2020 года и завершена не позднее 31 декабря 2021 года;
б) налогоплательщик подал в контролирующий орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый (отчетный) год:
- составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества и ликвидированного (прекращенного) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица;
- документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества, согласно финансовой отчетности иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности на дату принятия решения о разделе имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица;
2) конечным бенефициарным владельцем (контроллером) от номинального держателя. В то же время физлицо, чтобы не облагать такие доходы, дополнительно к сведениям и документам, которые освобождают эти доходы от налогообложения, и перечисленные выше, обязана предоставить документы, подтверждающие получение таких доходов от номинального держателя в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки