Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим:
- согласно пп. 78.1.8 НКУ, документальная внеплановая проверка осуществляется, если плательщик подал декларацию, в которой заявил к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НКУ, и/или с отрицательным значением по НДС, которое составляет более 100 тыс. грн. Буквальное толкование нормы этого подпункта свидетельствует о двух отдельных случаях проведения документальной внеплановой проверки: первый – предоставление декларации, в которой заявлены к возмещению из бюджета суммы НДС; второй – предоставление декларации с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. грн. В то же время в первом случае внеплановая проверка проводится при наличии оснований для проверки, определенных разд. V НКУ (п. 200.11 НКУ);
- употребление в тексте пп. 78.1.8 и п. 200.11 НКУ словосочетаний «возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость», «сумма бюджетного возмещения» вместе с «отрицательное значение по налогу на добавленную стоимость» свидетельствует о том, что установленное пп. 78.1.8 НКУ условие превышения 100 тыс. грн в качестве основания для проведения внеплановой документальной проверки касается отрицательного значения по НДС как отдельного от суммы бюджетного возмещения показателя налогового учета. Кроме того, налоговый орган обосновывает довод о наличии оснований для проведения внеплановой документальной проверки ЧАО «Е» лишь ссылкой на то, что предприятие в декларации за сентябрь 2018 года заявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 3,5 млн грн.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки