Андрей Серветник, партнер, руководитель направления Международное налогообложение и практики Deloitte Private в Украине, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Сторонники амнистии надеются на успех, апеллируя к опыту Италии или США. Но, по моему мнению, стоит сравнивать украинский кейс скорее с Россией или Грузией. Вот почему.

Около года назад зарегистрировали несколько законопроектов о налоговой амнистии. Сейчас специалисты активно обсуждают возможные варианты нового проекта, который, как ожидается, будет представлен на голосование в Верховную Раду в ближайшее время. В Украине еще ни разу не проводились подобные процедуры, а опыт других стран варьируется от «очень успешно» до «провально». Поэтому следует выяснить, какие преимущества налоговая амнистия может дать украинскому семейному бизнесу, а это около 90% частного бизнеса, чем она может отпугивать украинских налогоплательщиков и какими могут быть последствия для экономики страны.

Начнем с того, что в теории налоговая амнистия это одноразовая акция государства, когда определенным категориям лиц предоставляется разрешение освободить от налогов определенные доходы, которых они раньше не задекларировали и не облагали налогом, в течение ограниченного промежутка времени. При этом декларанты платят государству фиксированный налог от «амнистированной» суммы доходов.

Существует также «амнистия капиталов», которую часто путают с налоговой амнистией, хотя направлена она больше на легализацию активов, которые были в свое время приобретены и некорректно задекларированы или вовсе не задекларированы, а не на «прощение» неуплаченных налогов.

Подавляющее большинство амнистий, произошедших в мире за последние 20 лет, это гибрид амнистий налогов и капиталов. И в Украине, скорее всего, нам тоже стоит ожидать «амнистию-гибрида».

Любопытно, однако, что никто не применят в законопроектах термин «амнистия капиталов», ведь это может быть не совсем приемлемо для международных финансовых учреждений, в партнерстве с которыми заинтересована Украина.

Еще одно очень важное свойство «амнистий» заключается в том, что налогоплательщики обычно не просто получают возможность легализовать свои средства, а и освобождаются от уголовной ответственности за то, что не уплатили налогов в течение предыдущих налоговых периодов.

Итак, что же происходит в Украине? Около года назад было зарегистрировано несколько проектов, в одном из которых амнистию назвали «специальным декларированием». Этим законопроектом предлагалось разрешить, чтобы необлагаемые ранее доходы были освобождены при условии единовременной уплаты налога — 2,5%, 5% или 10%. Предлагались некоторые специальные условия. Например, чтобы претендовать на амнистию, плательщикам следовало сначала перечислить в Украине соответствующие средства и разместить их на счетах в украинских финансовых учреждениях.

В долгосрочной перспективе амнистия — процедура неоднозначная, ведь она плохо влияет на общественную мораль
Почти одновременно появился другой законопроект о единовременном добровольном декларировании. Он тоже предусматривал фактически налоговую амнистию, потому что предлагал освободить от налога ранее облагаемые налогом средства и тоже по льготной ставке 9%. Но основной целью была не амнистия, а стремление зафиксировать активы людей, и уже потом ввести контроль за расходами граждан. Итак, законопроект был классическим гибридом налоговой амнистии и амнистии капиталов.

Сейчас, согласно публичной информации, текст нового проекта уже согласован, но в Верховной Раде он еще не зарегистрирован, поэтому мы знаем лишь о некоторых его моментах. Предлагается провести амнистию в течение 9 месяцев 2021 года, и якобы базовая ставка налога составит 5%, для активов за рубежом 9%, а для наличных 18%.

Что от амнистии получает государство и чем оно рискует?

Считается, что основным стимулом к амнистии в мировой практике является неудовлетворительное состояние государственных финансов. Вместо того чтобы работать над выявлением неплательщиков и пытаться отобрать у них все, что они не оплатили, государство фактически говорит: «Поделитесь чем можете, а мы вас за это частично простим».

Учитывая текущую ситуацию в Украине, скорее всего, мотивация является именно такой — размер бюджетного дефицита весьма значителен, и, если амнистия поможет пополнить копилку хотя бы на несколько миллиардов гривен, она может быть оправданной.

Но это краткосрочный интерес. Государство получает единственную выгоду от амнистии: в течение достаточно короткого промежутка времени (конкретного бюджетного года) она несет дополнительную финансовую выгоду. Но в долгосрочной перспективе амнистия — процедура неоднозначная, ведь она плохо влияет на общественную мораль. Добросовестные налогоплательщики могут быть демотивированы — в Украине и без этого традиционно низкий уровень доверия к органам государственной власти, и вряд ли льгота тем, кто ранее уклонялся от налогов, будет способствовать улучшению отношений «честного» бизнеса к власти. После амнистии многие смогут окончательно заявить: «Я налоги не платил, не плачу и не буду платить, ведь все равно рано или поздно все спишут — объявят очередную амнистию».

Какие преимущества получает бизнес?

Наша жизнь сейчас быстро меняется, и меняются бизнес, ранее спокойно работавший «в черную». 20 лет назад никто не хотел платить налоги вообще, а сейчас подавляющее большинство уже соглашается на «умные» налоги, чувствуя свою ответственность перед обществом. В свою очередь, плательщики предъявляют и свои требования — прозрачность, одинаковые «правила игры» и отсутствие произвола со стороны фискальных органов.

Многие из украинских бизнесменов, прекратив «черные» практики, хотят инвестировать за границу — но в цивилизованных странах банки, аудиторы и консультанты, а также различные регуляторы просят подтвердить источники происхождения средств, заглядывая иногда в прошлое на 10−20 лет. И многим нашим соотечественникам, чей бизнес раньше был не совсем прозрачным, сейчас важно получить «индульгенцию» — прощение от государства, чтобы смело отчитываться о честно заработанных средствах.

Также определенное влияние на интересы бизнеса имеют ограничения на наличные расчеты. Перевод наличных в банковскую систему потребует ее «отбеливания», и в этом амнистия тоже может помочь.

Какие преимущества несет налоговая амнистия для семейного бизнеса?

Во многих семьях действующий «патриарх» бизнеса заинтересован в том, что его дети унаследуют этот бизнес и будут его совершенствовать. И совершенствования происходят уже сейчас: то, что было создано в 90-х годах прошлого века и по тогдашним бизнес-практикам, сейчас уже часто работает законно и прозрачно. Владельцы отправляют своих детей на учебу за границу и надеются, что когда-то представители следующего поколения станут «у руля», они будут руководить бизнесом с учетом новых стандартов и ценностей. Нынешние «капитаны» семейного бизнеса заинтересованы в том, чтобы дети и внуки переняли их дело уже без «черного кэша» и рисков разрушения государственными органами из-за «грехов прошлого».

Итак, амнистия может быть правильным и полезным шагом на пути к прозрачности.

Еще один момент — если бизнес не уклоняется от налогов и не скрывает выручку «в тени», его настоящая финансовая отчетность будет более привлекательной для банков, партнеров и потенциальных инвесторов, а следовательно, увеличатся возможности для доступного финансирования.

Также следует помнить прозрачность финансов добавляет бизнесу юридическую защищенность.

Представим себе «бизнес по старым правилам»: часть активов находится не в собственности семьи, а на номинальных держателях, часть денег — наличные, и в таком случае возможность бизнеса функционировать зависит исключительно от здоровья и дееспособности «патриарха», который этим бизнесом руководит. Любая проблема, случившаяся с ним, может все разрушить, потому что у детей не будет эффективных механизмов контроля. И наоборот, прозрачная структура собственности, задекларированные и легальные активы и средства предоставят грядущему поколению возможность взять на себя руководство бизнесом с минимальными осложнениями.

Риски для семейных компаний

Одна из существенных проблем Украины — сплошное недоверие. В частности, недоверие к власти в целом, особенно со стороны бизнеса. Бизнес не верит в то, что принятые правила игры не изменятся завтра.

Отдельно следует упомянуть о недоверии к правоохранительным органам. Это важно, ведь даже если в законе будет говорится, что нельзя привлекать к уголовной ответственности лицо, принявшее участие в амнистии, мы все равно понимаем, что необлагаемые средства не берутся из воздуха. За ними стоит обычно не просто неуплата налогов, но и другие действия, которые могут рассматриваться властью как преступные, и есть риск того, что правоохранители используют такую возможность. Также существует риск того, что «под пресс» попадут контрагенты или бизнес-партнеры предпринимателя, ушедшего на амнистию.

Учитывая то, что украинские суды также не пользуются уважением граждан и бизнеса и отнюдь не являются гарантами закона и справедливости, многие из потенциальных участников амнистии могут в конце концов решить не рисковать и оставить средства «в тени».

Некоторые из украинских предпринимателей могут побаиваться реакции зарубежных бизнес-партнеров или банков. Представьте ситуацию, когда украинец, желающий показать свою надежность и респектабельность, будет в качестве источника происхождения средств предоставлять справку о том, что бизнес прошел налоговую амнистию в Украине. Наше государство и без того считается «высокорискованным», и не всегда с нашими резидентами охотно сотрудничают. «Амнистированные» средства могут окончательно убедить иностранца не работать с определенным украинским инвестором.

Какого эффекта стоит ожидать от налоговой амнистии?

Первая амнистия — это одноразовая акция. Принесет она какие-либо средства государству или нет — неизвестно, но в случае успеха подобные акции иногда становятся в разных странах периодическими. Некоторые государства проводят амнистии с интервалом в 5−10 лет и с разным уровнем успешности.

Кстати, сторонники амнистии надеются на успех, апеллируя к опыту Италии или США. Но, по моему мнению, стоит сравнивать «украинский кейс» скорее с Россией или Грузией, где амнистии, прошедшие недавно, оцениваются от «не совсем удачно» до «провально». Основным препятствием оказалось именно недоверие людей к государственным органам.

В любом случае налоговая амнистия — лишь один из элементов для улучшения бизнес-климата, и это улучшение невозможно без реформы судов и правоохранительных органов, без стабилизации налоговой системы, привлекательных ставок налогообложения и меньшего вмешательства фискалов в жизнь бизнеса. Иначе останутся страх и недоверие, и любая амнистия будет обречена на провал с самого начала.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки