Автор: Денис Вергун, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Украинский бизнес сможет претендовать на участие в программе, если будет отвечать ряду критериев.

Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде свой необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки об "инвестиционных нянях". Документ призван помочь новым бизнесам открываться в Украине.

Проект предлагает льготы и преимущества для новых инвесторов – выделение земли на льготных условиях, освобождение от уплаты налога на прибыль, от уплаты определенных импортных пошлин в пределах 30% от стоимости проекта в течение десяти лет. Инвестиционный договор будет подписываться с Кабмином.

Базой для "инвестиционных нянь" будет обновленный офис "UkraineInvest". В нем уже сформирован новый наблюдательный совет, который возглавит Ливан Варшаломидзе, его заместитель – Алексей Чопивский.

Также в набсовет вошли руководитель Американской торговой палаты Андрей Гундер, исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко, замглавы Офиса президента Юля Ковалив. Сергей Цивкач – один из операционных руководителей.

"Инвестняня" – это персональный опекун (менеджер), которого "приставят" к любому инвестору, готового инвестировать по меньшей мере $30 млн и создать минимум 150 рабочих мест.

По заверению властей, такой менеджер будет говорить на 5 языках и решать проблемы бизнеса 24/7.


[b]Что дает участие в проекте[/b]
Основной эффект предусмотренных законопроектом преференций заключается в сокращении сопутствующих реализации инвестпроекта затрат инвестора – на уплату налогов и таможенных пошлин, на развитие местной инфраструктуры.

При этом на базовые составляющие инвестиционного климата законопроект повлиять не может, считают эксперты, – для усиления защиты прав собственности, искоренения рейдерства и вымогательства нужны системные изменения в работе судебной системы, контролирующих и силовых органов.

"В первую очередь законопроект может облегчить новые инвестиции для компаний, которые умеют защищать интересы своего бизнеса в наших реалиях и хорошо ориентируются в местных "крышах". То есть это либо крупный бизнес с украинскими корнями, либо международные корпорации, которые в случае скандала могут рассчитывать на прямую политическую поддержку и защиту со стороны высших украинских чиновников", – рассказала UBR.ua исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.


[b]Каким сферам может быть потенциально интересно участие:[/b]
  • перерабатывающая промышленность, инфраструктура, логистика;
  • работа с бытовыми отходами;
  • туризм;
  • здравоохранение, образование и спорт.
К каким из этих сфер интерес инвесторов будет выше, покажет время.

Заявителями, то есть инициаторами инвестпроектов с господдержкой согласно проекту, вполне могут быть уже действующие в Украине компании.

Украинский бизнес сможет претендовать на участие в программе, если будет отвечать ряду предусмотренных законопроектом критериев. На тех же условиях, что и зарубежный бизнес. Что касается размера бизнеса, то инвестиции от 30 миллионов евро – это масштаб крупного бизнеса по украинским меркам.

"Законопроект не дифференцирует условия господдержки по признаку национального или зарубежного происхождения инвестиционного капитала, поэтому нет оснований говорить о возможной дискриминации именно украинского бизнеса за счет привилегий для иностранного", – говорит Елена Коробкова.

В то же время, любые преференции искажают конкурентную среду, а это может приводить к негативным последствиям.


[b]Льготы и коррупция[/b]
По мнению руководителя отдела аналитики ГК Forex Club Андрея Шевчишина, все компании должны находиться и работать в равном юридическом поле.

Как заметил эксперт, пока в нашей стране не убраны все коррупционные составляющие, говорить даже о самых лучших преференциях и льготах невозможно, поскольку и для их получения зачастую необходимо заплатить гораздо больше или иметь договоренности на наивысшем уровне.

"Нет необходимости ни в каких преференциях, если все компании работают в одном прозрачном законодательном поле и их собственность, их бизнес защищен надежной судебной системой", – добавил Андрей Шевчишин.

С учетом того, что решение о заключении договора с заявителем-инвестором будет принимать орган власти, уполномоченный на формирование и реализацию государственной инвестиционной политики (на сегодня это Минэкономики), от качества его работы и будет зависеть наличие или отсутствие дискриминации каких-либо предприятий в результате преференций для отдельных инвесторов.

Но недостаток подобных законопроектов даже не в этом, говорят эксперты. Почему-то в последнее время все форматы поддержки инвестиций – например, инвестиционные парки, а теперь "инвестиционные няни" – сводятся именно к раздаче налоговых льгот или субсидий.

Однако в Украине по опыту работы свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР), поддержки автопрома и т.д. это не работает так, как задумывалось.

Кроме того, экономическая политика должна предусматривать скорее поддержку малых субъектов, как более уязвимых.

"Крупные и средние компании и так более прибыльны, могут нанять лучший менеджмент, имеют налаженные отношения с банками или даже сами банки, могут выходить на внешние рынки капитала и т.д. Иностранцев тоже так не привлечешь – им скорее нужны стабильные правила игры, а не временные льготы. При прочих равных, они, конечно, ими воспользуются, но это просто пойдет им в плюс, а бюджету – в минус", – заметил нам старший экономист Центра экономической стратегии Дмитрий Горюнов.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки