Максим Бойко, адвокат Практики безопасности бизнеса АО Juscutum, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Распространение коронавируса COVID-19 с трагическими последствиями вызвало усиление правительством ограничительных мер на время действия карантина.

Предлагаю разобрать решение Кабмина в части принятия мер по обсервации и самоизоляции граждан. Что о них говорит закон и соответствуют ли такие требования правительства Конституции.

Начнем с самого распространенного вопроса: почему именно правительство внедряет ограничительные меры?

Такие полномочия правительства закреплены на законодательном уровне.

В частности, в Законе «О защите населения от инфекционных болезней» закреплено право Кабинета Министров Украины устанавливать и отменять карантин. Вводить временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, которые возлагаются на них.

Нормами Кодекса гражданской защиты Украины закреплены достаточно широкие полномочия КМУ, как высшего органа исполнительной власти, в обеспечении гражданской защиты населения, в том числе введение ограничительных противоэпидемических мероприятий, обсервации и карантина.

Статьей 30 ЗУ «Основы законодательства Украины о здравоохранении» определено, что, в случае угрозы возникновения или распространения эпидемических заболеваний, Кабинетом Министров Украины в порядке, установленном законом, могут вводиться особые условия и режимы, в частности, передвижение и перевозка на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, направленные на предотвращение распространению и ликвидацию этих заболеваний.

Принудительная обсервация и самоизоляция граждан?

Правительство приняло постановление № 241 от 29.03.2020 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 г. № 211», которым установил ограничительные меры касательно обязательной обсервации и самоизоляции граждан в определенных случаях.

Так, было установлено, что лица, которые имели контакт с больным коронавирусом или болеют указанной болезнью и не требуют госпитализации, являются лицами, которые нуждаются в самоизоляции. Лечащий врач такого больного определяет срок его самоизоляции и лиц, нуждающихся в самоизоляции в результате контакта с больным. Самоизолированные лица обязаны воздерживаться от контакта с другими лицами, кроме тех, с которыми совместно проживают, воздержаться от посещения общественных мест. Разрешается посещение, в неотложных случаях, мест торговли продуктами питания, средствами гигиены, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и учреждений здравоохранения, при условии использования средств индивидуальной защиты и соблюдения расстоянии не менее 1,5 метра.

Обязательную обсервацию установлено для лиц, посещавших страны/регионы с местной передачей вируса в обществе, так как такие лица отнесены к тем, кто имел контакт с больным указанной болезнью, и подлежат обязательной обсервации (изоляции) в течение 14 дней после пересечения государственной границы в специализированных учреждениях, которые определяются Киевской городской и областными государственными администрациями.

Что такое обсервация и изоляция?

Как медицинский термин «обсервациям» - это комплекс ограничительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очага инфекционных заболеваний (система мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней).

Изоляция в медицине (эпидемиологии) - мероприятия, которые заключаются в разъединении с окружающими эпидемически опасных лиц (инфекционных больных, лиц, у которых предполагается инфекционное заболевание, а при карантинных инфекциях - носителей их возбудителей, а также лиц, находившихся в общении с больными).

Соответствуют ли решения правительства об установлении принудительной обсервации и самоизоляции Конституции?

Согласно ст. 63 Конституции Украины, конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений.

Вместе с тем, на сегодняшний день в Украине не введено военного или чрезвычайного положения. Введен режим чрезвычайной ситуации, но его не следует путать с чрезвычайным положением, поскольку он не имеет последствий ограничения конституционных прав граждан.

Из приведенного можно сделать вывод о незаконности действий правительства по внедрению принудительной обсервации (изоляции) при отсутствии для этого необходимых конституционных условий - военного или чрезвычайного положения.

Касательно нравственной составляющей принудительной обсервации и самоизоляции

К сожалению, право не всегда совершенно, не всегда решения уполномоченных органов соответствуют принципу верховенства права (закона). Уверен, что юридическое сообщество отреагирует на действия и решения правительства, и прогнозирую, что по этому поводу будет подано немало разного рода жалоб и исков в суд.

Но не стоит забывать о моральной составляющей обсервации и самоизоляции.

В данном контексте стоит напомнить, что каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 23 Конституции Украины).

Если говорить о моральном долге человека перед обществом в контексте действия карантина, то обсервация и самоизоляция - это сложная, но крайне необходимая мера для обеспечения сохранности здоровья и жизни близких и окружающих.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки