Елена Макеева, глава совета директоров «Аксенова и партнеры», необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

IP-Box — что предлагает Минцифры и почему это не сработает так, как хотелось бы.

Поиск специального режима налогообложения для ІТ компаний продолжается. Недавно Министерство цифровой трансформации Украины презентовало профессиональному сообществу идею льготного IP-Box режима для инновационных компаний: снизить на 80% ставки налогов и сборов. Соответственно, налог на прибыль составит 3,6%, НДФЛ — 3,6%, ЕСВ — 4,4%.

Это режим будет применяться только, если:

  • расходы на R&D понесенные на территории Украины;
  • от использования объекта интеллектуальной собственности обязательно получается доход;
  • доходы от использования объекта интеллектуальной собственности можно сопоставить с расходами, понесенными на его разработку и создание.
Авторы IP-Box режима ссылаются на опыт стран, в которых такой режим применен (Литва, Франция, Польша, Венгрия, Турция) и дают ссылку на информационную таблицу о режимах интеллектуальной собственности и их оценку Форумом по вредным налоговым практикам(FHTP) ОЭСР в 2018 году.

Специальные режимы налогообложения для ІТ отрасли действительно существуют во многих странах и они являются предметом для оценки на предмет вредности в рамках плана действий BEPS. Кстати, в таблице также обозначено, что IP-Box режим во Франции и частично в Турции признаны Форумом как вредные и подлежащие пересмотру.

В Минцифре считают, что введение этого льготного IP-Box режима, среди прочего, будет стимулировать развитие наукоемких предприятий в Украине, будет способствовать повышению привлекательности научно-исследовательской деятельности отечественных и иностранных предприятий, привлечению в Украину новейших технологий и даже побуждать отойти от сложившейся практики работы с физическими лицами — предпринимателями (ФЛП).

По моему мнению, одной из этих целей в краткосрочной перспективе достичь почти невозможно и вот почему.

Во-первых, для развития научно-исследовательской деятельности изобретателям сначала нужны деньги. К примеру, австрийские компании инвестируют от 5 до 20% годового дохода в R&D, это немалые инвестиции. Согласитесь, если нет денег на научно-исследовательскую деятельность, то льготы не помогут. Кстати, Министерство цифровой трансформации Украины в конце 2019 анонсировало, что 15 украинских технологических стартапов поедут на Startup Grind Global 2020 в Кремниевой долине. Следовательно, будут искать своих инвесторов именно там.

Во-вторых, отсутствие в Украине надлежащей защиты прав интеллектуальной собственности и честных судов способствует высокому уровню правонарушений в этой сфере (пиратство, незаконное использование торговых марок, патентов, нечестная конкуренция и т. д.).

Выбирая между Польшей, Литвой и Украиной, иностранный инвестор с большой долей вероятности выберет страну ЕС, даже если в Украине будет 0% по всем налогам. У меня есть большие сомнения, что при таких условиях иностранный инвестор будет готов предоставить деньги изобретателю в Украине на проведение R&D (главное условие льготного режима — расходы на R&D должны быть понесены на территории Украины).

В-третьих, в 2019 году Украина снова вошла в число стран — лидеров в сфере IT-аутсорсинга. Это не секрет, 90% украинских ІТ-специалистов работают именно на основе аутсорсинга, а не как разработчики собственных ІТ-продуктов. Это совсем другая модель бизнеса, которая не создает объекта интеллектуальной собственности. Это еще один аргумент в пользу того, что 90% ІТ бизнеса не будут менять существующую модель бизнеса и работать по старым правилам с использованием ФЛП на упрощенной системе налогообложения.

В 2019 году средняя для 176 стран мира ставка налога на прибыль предприятий составила 24,18 процента. В странах ЕС средняя ставка налога на прибыль составляет 21,77%, а в Украине — 18%.

Кто платит налог на прибыль в Украине? Фактически только крупные предприятия. Во многих странах ставка налога на прибыль для средних и малых предприятий (SMEs) — ниже. К примеру, Польша ввела в 2019 году 9% для SMEs с годовым доходом до 1,2 млн евро. Я убеждена, Украина также может смело снизить ставку налога на прибыль для малых и средних предприятий, независимо от отрасли. Бюджет страны точно не потеряет ничего, скорее наоборот — более низкая ставка будет стимулировать бизнес платить этот налог. Это может быть и 9%, как в Польше, или 5% как Литве.

Еще одной стратегической ошибкой авторов IP-Box режима является непонимание условий налогообложения этого режима в отдельных странах.

Во-первых, сниженная ставка предоставляется исключительно для квалифицированных доходов. К примеру, квалифицированным доходом в Польше будет доход польской компании или физического лица в виде доходов от лицензионных соглашений, от продажи соответствующих интеллектуальных прав или от прав, включенных в цену продажи товара или услуги. Итак, привлекательные условия для создания и разработки прав от интеллектуальной собственности предоставляются в Польше как для физических, так и для юридических лиц. Физические лица в этом контексте — это индивидуальные лица, изобретатели, которые создают объекты интеллектуальной собственности и имеют авторские права на них (патенты).

Ни в одной стране сниженная ставка не предоставляется доходам физических лиц — штатных сотрудников ІТ компаний.

Во-вторых, ни в одной стране сниженная ставка не предоставляется доходам физических лиц — штатных сотрудников ІТ компаний. Налоги не могут буть дискриминационными и зависеть включительно от названия должности. Авторы IP-Box режима в Украине предлагают предоставлять 80% скидку к ставкам ПФДО и ЕСВ для определенных должностей, таких как научные сотрудники, инженеры и т. п. Что мешает украинским компаниям в штатном расписании назвать всех сотрудников, например, инженерами? Конечно, ничего не мешает. Это создаст неравные условия для граждан Украины и будет стимулировать бизнес к искусственной налоговой оптимизации.

Собственно говоря, искусственную оптимизацию налогов мы имеем и сегодня благодаря использованию упрощенной системы налогообложения там, где есть трудовые отношения. Это искажает конкуренцию в абсолютно всех секторах экономики страны. Давайте честно, ни один инновационный режим не выдержит конкуренции с 5% единого налога. Поэтому надо продолжать искать лучшую налоговую модель для всех граждан и для всего бизнеса в Украине.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки