Наталья Дворская, руководитель департамента рекрутмента HR-провайдера Smart Solutions, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Трудоустройство — это продажа. Работодатель покупает, кандидат продает свои навыки. В свою очередь, резюме — способ привлечь к себе внимание. Личная реклама, по сути.

А как работает реклама? Воздействуя на чувства покупателя. А еще рекламный текст короткий, но понятный, легкий для восприятия.

Таким же должно быть и ваше резюме. Все очевидно, правда? Но вот практика показывает обратное. Мы каждый день получаем сотни резюме. И по меньшей мере половина из них — живой пример того, как не надо делать.

Мы каждый день получаем сотни резюме. И по меньшей мере половина из них — живой пример того, как не надо делать

У одних получается автобиография на пять страниц, включая описания детей и всех достижений в ВУЗе. У других под каждым местом работы — сухое перечисление одних и тех же фактов: компания Х — занималась подбором персонала, компания Y — занималась подбором персонала, компания Z — ну, вы поняли. Бывает наоборот, кандидаты пишут не в меру лаконично. Например, «проходил стажировку в летнее время». А где именно, какие обязанности выполнял — догадайся сам.

Такие резюме не работают. Они плохо отражают ваш профессионализм, и поэтому вызывают сомнения. А рекрутеры не любят сомневаться.

А еще такие резюме банально неинтересно читать. Трудоустройство — это продажа, помните? А для продажи важна реклама. Вот с оглядкой на это и составляйте свое резюме. А чтобы было проще, предлагаю пару правил. Вероятно, вы их даже знаете, но не факт, что используете.

1. Результат — самое важное

Вспомните любой продукт, чью рекламу вы видели по телевидению или интернету. Там всегда говорят, что вам принесет его использование: вы похудеете, станете красивее или сможете делать лучшие в мире селфи. Это и есть результат. Он убеждает, дает причины для покупки. В трудоустройстве это тоже работает.

Рекрутеру очень интересно знать, чего вы достигли на рабочем месте. Поэтому, составляя резюме, не ограничивайтесь только сухим описанием своих рабочих обязанностей. Пишите о своих результатах, достижениях. Этим вы сразу подчеркнете свою ценность как специалиста.

Кроме того, акцент на достижениях делает ваш образ более авторитетным в глазах читателя даже в том случае, если сами достижения не такие уж и значимые. Главное — громко заявить о себе, а дальше — дело техники.

Сравните:

«Закрыла 15 вакансий за месяц, за неделю нашла специалиста с редкой экспертизой, предложила инструменты для адаптации новых сотрудников, что привело к снижению уровня текучести кадров на испытательном сроке».

«Занималась подбором и мотивацией персонала, а также — адаптацией новых сотрудников».

Читая первый вариант, наше воображение уже рисует образ сильного специалиста, даже при том, что детали нам неизвестны. Второй вариант — обычная «вода», которая почти не вызывает интереса. Думаю, комментарии тут излишни.

2. Цифры эффективнее слов

Потому что, во-первых, лучше запоминаются. А во-вторых, выглядят внушительно. Даже какая-то банальность, выраженная в цифровом эквиваленте, уже воспринимается совершенно иначе сухого потока слов.

Сравните:

«Меня назначили руководителем отдела» и «Меня назначили руководителем отдела, в моем подчинении находилось 5 человек, ежемесячно мы выполняли 10−15 проектов».

«Занималась организацией мероприятий» и «За два года организовала 5 мероприятий для партнеров компании, каждое из которых посетило более 100 человек».

Вторые примеры впечатляют гораздо сильнее первых. Вы так не считаете?

3. Покупка — это эмоция

Люди, в большинстве своем, принимают решение о покупке на основе потребности, сиюминутного чувства или эмоции, а не посредством логических размышлений. А эмоция — это то, чем можно манипулировать. Поэтому в рекламе автомобиля, например, делают акцент на престижности покупки, на том, как вырастет ваш авторитет в глазах окружающих. А в рекламе нового йогурта обязательно уточнят, что благодаря ему вы станете здоровее и красивее.

В резюме этот эффект тоже работает. Чем ярче вы преподнесете информацию о себе, тем выше будет интерес к вам. А с интересным человеком всегда хочется общаться.

Как написать резюме поинтереснее? Вариантов может быть множество. Легче всего представителям креативных профессий. Тут можно придумать интересное фоновое оформление, сделать резюме в виде комикса или ввести персонажа, от лица которого рассказать о себе. Что угодно. А как быть остальным? Бухгалтерам, аудиторам, инженерам, всем, кому важно сохранять серьезное лицо?

А им можно поэкспериментировать с графой резюме О себе». Большинство людей в ней обычно пишут что-то типа «ответственный и пунктуальный, люблю читать и путешествовать». Кого сегодня этим впечатлить? Лучше вместо этой «воды» напишите что-то более конкретное. Например: «цитирую по памяти Ницше», «киноман, фанат фильмов Стивена Спилберга», «увлекаюсь кулинарией, умею готовить все — от гамбургеров до суши». Поверьте, выделить себя из общей массы не помешает, ведь за день рекрутеру приходится просматривать десятки резюме.

А еще уточнение деталей в разделе «О себе» ярче раскрывает вашу личность, а она при подборе кандидата на вакансию важна не меньше, чем его опыт и квалификация. В отдельных случаях — даже важнее.

И напоследок — бонус. Каким видят ваше резюме рекрутеры?

В большинстве своем — не так, как вы могли бы подумать. Рекрутер обращает внимание на детали. Это помогает глубже оценить кандидата и быстрее понять, насколько он подходит для конкретной роли в компании. Например, с точки зрения соискателя строчка в резюме об успешной сдаче экзамена IELTS — безусловный плюс. А для рекрутера — не совсем. Для нас это повод задуматься: а не планирует ли кандидат переезд за границу? Ведь наличие сертификата IELTS — одно из требований для переселения в англоязычные страны. В итоге такому человеку могут предпочесть другого специалиста, без IELTS, но тоже с хорошим знанием языка. Я не говорю, что так получается всегда, но в нашей практике такие случаи были.

Непривлекательно выглядит и частая смена рабочих мест. Да, в наше динамично развивающееся время работодатели уже не так строги в этом вопросе. Но тем не менее, кандидаты, часто меняющие работу, не всегда делают это из карьерных побуждений. Мы в таких случаях изучаем достижения кандидата и обязательно собираем рекомендации. Если мы видим рост в рамках одной компании — это уже повод пригласить человека на собеседование. Если человек постоянно увольняется, так и не проявив себя ни в одной из компаний — вряд ли дело только в «плохих» работодателях.

К чему я это все? К тому, что угол зрения имеет значение. Вы и рекрутер по-разному смотрите на ситуацию, это неизбежно. Просто помните об этом, составляя резюме, и тщательно взвешивайте каждое слово.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки