Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:
- доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
- доходов от преступной деятельности;
- доходов, по которым налоговым органом были самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение.
Базовая ставка налога на доходы физического лица составит 5% от суммы денежных средств или оценочной стоимости активов, указанных в специальной декларации. Повышенная ставка в 10% применяется к валютным средствам, которые не будут размещены декларантом на банковских счетах в Украине. При этом с целью создания условий для зачисления средств на данные счета, такие операции будут исключены из обязательного финансового мониторинга и обязательны к зачислению украинскими банками на счета декларанта. Льготная ставка в 2,5% предусмотрена в случае приобретения декларантом за счёт данных средств украинских облигаций внутреннего государственного займа. Лица, которые не воспользуются возможностью подачи специальной декларации, будут считаются такими что подтвердили незадекларированные доходы на сумму 300 000 гривен.
Контролирующие органы имеют право в течение апреля-сентября 2020 года провести проверку достоверности и полноты указанных в специальной декларации данных. При этом заявитель обязан явиться в налоговую по вызову для дачи пояснений и предоставления дополнительной подтверждающей документации. Важно, что в случае повторной неявки на вызов вся информация, указанная в специальной декларации, будет считаться недостоверной, а контролирующие органы получат право самостоятельно начислить декларанту сумму налога. Тоже самое предусмотрено в случае выявления прочих нарушений, в том числе несоответствия оценки активов их реальной рыночной стоимости.
По сути в законопроекте идёт речь только о налоговой амнистии т.е. об освобождении декларанта от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, фиктивное предпринимательство, а также от административной ответственности по ряду налоговых статей КоАП. В случае, если в процессе анализа предоставленных данных у контролирующих органов возникнут подозрения в совершении других правонарушений, к примеру коррупционных, они вправе начать досудебное расследование данных фактов на общих основаниях.
Могу предположить, что в 2020 году в налоговых инспекциях страны не выстроится очередь из желающих подать специальную декларацию, поскольку в отсутствие требований о всеобщем декларировании гражданами своих расходов они смогут и дальше использовать незадекларированные наличные, не опасаясь ответственности за уклонение от уплаты налогов. С другой стороны, предложенные нововведения будут интересны тем, кому необходимо решить проблему с источниками происхождения средств для их внесения на банковские счета с целью дальнейшего приобретения активов.
В частности, земельных участков сельскохозяйственного назначения, снятие моратория на продажу которых планируется уже в этом году. Также подстегнуть интерес к специальной декларации может скорейшее внедрение Украиной положений о КИК и присоединение к автоматическому обмену банковской и налоговой информацией в рамках процедуры CRS (Common Reporting Standard), поскольку в таком случае информация о всех счетах украинских граждан за рубежом станет доступна нашим налоговым органам.
Максим Кобзов, старший партнер, адвокат АО "КФ "Доминанта" |
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки