Согласно Методическим рекомендациям, для формирования доказательной базы относительно нереальности совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций существуют критерии (признаки), свидетельствующие о рисках фиктивности операций плательщика.
Критерий 1
Операции относительно незаконно легализованного товара признаются бестоварными независимо от удаленности такого налогоплательщика в цепочке продаж от первичного продавца.
Критерий 2
Продавец не принадлежит (согласно налоговой, финансовой и статистической отчетности, единому реестру налоговых накладных) к субъектам сферы материального производства и экономической деятельности по производству соответствующего товара. Например, среди видов деятельности налогоплательщика в соответствии с КВЭД-2010, зафиксированных в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, не указаны соответствующие коды производителя, он не приобрел товар, который продается (это должно быть отражено в реестре налоговых накладных). Следовательно, этот товар плательщик не мог продать, потому что не может подтвердить его приобретение, поэтому операция является нереальной.
Критерий 3
Предприятие не подавало налоговую отчетность или не платило налоги.
Критерий 4
Налоговые накладные (расчеты корректировки) не были зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН).
Критерий 5
Налогоплательщик отсутствует по местонахождению, у него нет недвижимого имущества по месту нахождения (не зарегистрировано право аренды такого имущества), допускалось неоднократное изменение его местонахождения.
Критерий 6
Отсутствуют материально-технические возможности для производства, погрузки, временного хранения соответствующего объема товара в ограниченные промежутки времени и отсутствуют данные, подтверждающие приобретение услуг по транспортировке.
Критерий 7
Незначительное количество работников (от 1 до 5).
Критерий 8
Наличие признаков фиктивности, в частности, уголовного производства и приговоров по необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Уголовного кодекса Украины (фиктивное предпринимательство).
Критерий 9
Отказ должностных лиц налогоплательщика от допуска к проведению проверки (при отсутствии обоснованных причин для недопуска).
В то же время налогоплательщик должен помнить, что правила допуска к проверке регламентируются необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Налогового кодекса Украины, согласно которой должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению проверки при условии предъявления (или направления) таких документов:
– направления на проведение проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет ее проводить;
– копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование проверяемого налогоплательщика, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для проведения проверки, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться.
Направление и приказ о проведении проверки является действительным при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и после скрепления печатью контролирующего органа;
– служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
Непредъявление (или неотправление) налогоплательщику этих документов или предъявление документов, оформленных с нарушением, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.
Критерий 10
Наличие в налоговой накладной ошибки в коде товара.
Критерий 11
Незаключение договора в письменном виде.
Критерий 12
Отсутствие первичных документов, неподтверждение их данных документами налоговой отчетности; отсутствие отдельных обязательных реквизитов в первичных документах.
В случае отсутствия (неправильного заполнения) любого из обязательных реквизитов первичный документ может быть признан ничтожным, а операция – документально не подтвержденной, а следовательно, такой, которая не состоялась.
Критерий 13
Почерковедческой экспертизой подтвержден факт неподписания первичного документа лицом, указанным в его реквизитах.
Критерий 14
Отсутствие документов о подтверждении соответствия продукции: сертификатов качества, происхождения, технических условий и т. п.
Критерий 15
Отсутствие у продавцов товара лицензий и разрешений на соответствующую деятельность.
Во время проверки наличие любого или нескольких из приведенных выше критериев для налоговиков является основанием для выводов о бестоварности хозяйственной операции налогоплательщика и его контрагента.
Наличие у налогоплательщика отдельных критериев, определенных ДФС как основание для выводов о нереальности хозяйственной операции, не является однозначным свидетельством о риске для плательщика потерять налоговый кредит и налоговые расходы.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки