Договор транспортного экспедирования
Следует напомнить, что договор транспортного экспедирования является разновидностью посреднических договоров. Его суть: одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг по перевозке груза. Поэтому под транспортно-экспедиторской услугой понимают непосредственную организацию и обеспечение перевозок экспортного, импортного, транзитного или иного груза по договору транспортного экспедирования.
Основы деятельности
Правовые и организационные основы транспортно-экспедиторской деятельности в Украине определяют необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) и Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV (далее – Закон № 1955). Эти нормативно-правовые акты предоставляют экспедитору широкие полномочия. В частности, для выполнения поручения клиента он имеет право заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и т.п., которые являются резидентами или нерезидентами Украины. В отношениях с ними экспедитор действует от своего имени или от имени клиента.
Штраф или услуга?
Базой налогообложения НДС операций по поставке товаров/услуг является их договорная (контрактная) стоимость. В ее состав не включают суммы неустойки (штрафов и/или пени), три процента годовых и инфляционные, которые получил плательщик в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Налогового кодекса Украины, НКУ).
Как же учесть расходы на незапланированный простой транспорта – как штраф или дополнительную плату за услуги?
С учетом требований п. 188.1 НКУ плата за сверхлимитный простой при таких условиях не является штрафом. Ведь простой не связан с ненадлежащим исполнением договорных обязательств одной из сторон договора. Кроме того, штраф за простой, как правило, оформляют претензией, а не выставляют счет.
Следует напомнить, что штрафом является неустойка, которую вычисляют в процентах суммы невыполненного или ненадлежащим образом выполненного обязательства (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки ГКУ).
Правовая природа платы за простой транспорта в законодательстве четко не урегулирована. По нашему мнению, в подобных случаях оплату простоя также следует рассматривать как плату за услугу. Именно так определяйте ее в договоре. Этого не ограничивает перечень дополнительных услуг, необходимых для доставки груза, определенный в Законе № 1955. Поэтому плата за простой в составе платы нерезиденту за услуги, связанные с перевозкой грузов, не является объектом обложения НДС (пп. «в» пп. 186.2.1 НКУ).
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки