необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

Напомним, что Законом о РРО обязанность по применению РРО возложена на:

  • субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг), а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода;
  • уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты;
  • субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками.
Следовательно, обязанность применять РРО распространяется на субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства (за исключением плательщиков единого налога первой группы, кроме плательщиков, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров).

Следует заметить, что высокая стоимость РРО и расходы на их обслуживание (услуги эквайера, ЦСО) в основном демотивируют субъектов среднего и особенно малого предпринимательства относительно их приобретения, и, как негативное последствие, происходит уклонение от уплаты налогов, развитие недобросовестной конкуренции.

Опыт других стран показывает, что современные разработки в сфере производства кассовой техники, программного обеспечения в полной мере обеспечивают фискализацию расчетных операций, передачу отчетной информации в контролирующие органы, при этом удовлетворяют технические и ценовые потребности налогоплательщиков в зависимости от их возможностей.

В связи с этим Минфином совместно с ГФС инициирован вопрос о необходимости усовершенствования действующей системы регистрации и применения РРО.

В чем заключается усовершенствование

Прежде всего, в упрощении процедуры регистрации РРО и в создании условий для применения субъектами хозяйствования наряду с традиционными РРО устройств широкого потребления (планшеты, смартфоны, ноутбуки, компьютеры и т.п.), усовершенствованных компьютерно-кассовых систем, программных и программно технических комплексов (новейшие модели), которые способны выполнять функцию регистрации расчетных операций.

Конечной целью такого усовершенствования является создание инновационной электронной системы e-Receipt, средствами которой будут внедряться онлайн-регистрация и электронный чек, данные которого смогут использовать субъекты хозяйствования, покупатели, контролирующие органы.

Какие меры принимаются

Усовершенствование действующей системы регистрации и применения РРО проводиться путем нормативно-правового регулирования изменений и приведения программного обеспечения ГФС в соответствие с принятыми нормативно-правовыми актами.

Принятие постановления № 496, которым внесены изменения в Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, создало правовые основания для упрощения действующей процедуры регистрации РРО путем введения электронного документооборота между субъектами хозяйствования, производителями, ЦСО РРО и контролирующими органами, внедрение ведения ГФС реестра экземпляров регистраторов расчетных операций, реестра центров сервисного обслуживания регистраторов расчетных операций.

С 02.07.2018 г. в соответствии с постановлением № 472 начат экспериментальный проект, в ходе которого будет изучаться возможность применения новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций (далее - новейшая модель комплекса), как РРО.

Всем производителям (поставщикам) и пользователям новейших моделей комплексов, которые выявили заинтересованность относительно экспериментального проекта, предоставлена возможность принять участие в нем.

Обязательным условием для новейших моделей комплексов, которые будут тестироваться во время эксперимента, является обеспечение ими фискальной функции и передача отчетной информации в ГФС

На этапе экспериментального проекта будет испытываться возможность регистрации РРО по упрощенной процедуре (на основании регистрационного заявления без приложений), передачи-получения данных от РРО средствами усовершенствованного программного обеспечения, имеющегося в ГФС, а также изучаться на практике возможность применения новейших моделей комплексов для регистрации расчетных операций.

В этот же период ГФС будет разрабатываться новая инновационная система e-Receipt (электронный чек), средствами которой станут возможными онлайн-регистрация и онлайн-передача отчетной информации от устройств, регистрирующих расчетные операции, к ГФС.

Следует обратить внимание, что весь процесс от регистрации до использования контрольно-отчетной информации устройств всеми участниками отношений в сфере расчетных операций будет автоматизированным.

По мере внедрения экспериментального проекта будут подготовлены выводы относительно применения новейших РРО и необходимости внесения изменений в соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты.

Успешная опытная эксплуатация новейших моделей комплексов и эксплуатация усовершенствованного программного обеспечения станут предпосылкой для широкомасштабного применения новейших РРО и внедрения в промышленную эксплуатацию системы e-Receipt.

Таким образом, проведение такого эксперимента является первым шагом на пути к упрощению процедуры регистрации и дальнейшего внедрения онлайн-регистрации, переходу на качественно новый уровень использования субъектами хозяйствования устройств, обеспечивающих регистрацию расчетных операций.

Что предусматривает система e-Receipt

Следует заметить, что инновационная электронная система e-Receipt предусматривает:

  • возможность использования новейших моделей комплексов и их мгновенную фискализацию;
  • возможность использования контрольно-отчетной информации, передаваемой с устройства (чеки) субъектами хозяйствования, для самоконтроля и гражданами для защиты их прав как потребителей;
  • отказ от печати бумажных чеков;
  • отказ от услуг информационного эквайера;
  • бесплатное программное обеспечение и интерфейсы пользователей - субъектов хозяйствования и покупателей;
  • создание центра сопровождения бизнеса, который будет включать администраторов серверного оборудования и службу поддержки пользователей;
  • круглосуточную доступность пользователей к системе, возможность их обслуживания в режиме 24/7/365.
Следовательно, меры, которые на сегодня осуществляются ГФС для усовершенствования процедур регистрации и применения РРО, направлены на дерегуляцию отношений между государством и бизнесом в сфере применения РРО, ведь создание новой системы с достаточно широким функционалом станет не только эффективным инструментом контроля за проведением расчетных операций со стороны государства, но и удобным электронным сервисом для пользователей РРО и граждан-покупателей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон о РРО - Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Постановление № 472 - постановление КМУ от 13.06.2018 г. № 472 «О реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций».

Постановление № 496 - постановление КМУ от 13.06.2018 г. № 496 «О внесении изменений в Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций».

Авторы: Наталья Плотник, заместитель директора Департамента - начальник Управления регистрации и учета плательщиков.

Светлана Савицкая, начальник отдела учета объектов налогообложения



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки