необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки Автор : Алешкина Наталья, налоговый эксперт, Вороная Наталья, редактор, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, налоговый эксперт Стоит ли говорить, что безналичные расчеты стремительно «оккупируют» едва ли не все сферы человеческой жизни? И не удивительно. Ведь это весьма удобный и быстрый способ получить денежные средства или расстаться с ними. Все большее значение безналичным расчетам придают и субъекты хозяйствования. Но вынуждены констатировать: совсем уж распрощаться с наличными расчетами они не спешат. Наличные денежные средства все еще «в деле» у многих предприятий и предпринимателей. А посему вопросы правильного обращения с наличностью актуальны и на сегодняшний день. Особенно они обострились с начала текущего года в связи со вступлением в силу нового нормативного акта, регулирующего эту сферу.
Из спецвыпуска вы узнаете об основных правилах осуществления кассовых операций, действующих в настоящее время. В частности, мы расскажем, как организовать работу с наличностью, очертим обязанности кассира, напомним, как правильно задокументировать кассовые операции, а также поговорим о лимите кассы и ограничениях сумм наличных расчетов. Не обойдем своим вниманием и особенности работы с кассой, предусмотренные для обособленных подразделений юрлиц и для предпринимателей. А еще вы найдете здесь все об ответственности в сфере наличного обращения и много другой полезной информации, связанной с кассовыми операциями. Работа с наличкой — дело ответственное. А потому организовать ее необходимо как можно более грамотно. Для этого прежде всего нужно знать общие моменты, связанные с осуществлением наличных расчетов, а также правила создания и организации кассы предприятия. Кроме того, важно надлежащим образом задокументировать правила работы с наличностью. Обо всем этом мы поговорим в этом разделе спецвыпуска.

1.1. Определяемся с терминами

Наличность и наличные расчеты

С 05.01.2018 г. свою власть над кассовыми операциями в национальной валюте установилонеобходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. А значит, именно оно будет служить для нас главным ориентиром при разрешении основных «кассовых» вопросов. Там же мы находим и определение основополагающих в рамках этого номера терминов «наличность» и «наличные расчеты».

В соответствии с необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки наличность представляет собой денежные знаки национальной валюты Украины (банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, являющиеся платежными средствами).

В свою очередь, под наличными расчетами необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки велит понимать платежи наличностью субъектов хозяйствования и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.

Субъекты хозяйствования осуществляют наличные расчеты между собой и с физическими лицами за счет наличной выручки или средств, полученных в банках.

При этом наличные расчеты осуществляют через:

— регистраторы расчетных операций (далее — РРО)* или с использованием расчетных книжек (далее — РК);

* Подробную информацию о применении РРО и РК см. в журнале необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки и необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

— кассу предприятия с оформлением приходных кассовых ордеров (далее — ПКО) и расходных кассовых ордеров (далее — РКО)**;

** Об оформлении этих документов см. в разделе 4 на с. 26.

— учреждения банков или небанковские финансовые учреждения путем внесения наличных для перечисления на соответствующие счета других субъектов хозяйствования или физлиц. Заметьте: такие расчеты для плательщиков средств являются наличными, а для получателей —безналичными (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки).

В этом спецвыпуске мы уделим внимание исключительно организации проведения наличных расчетов через кассу с применением кассовых ордеров.

Касса предприятия

Предприятия, осуществляющие наличные расчеты, в обязательном порядке должны иметь кассу. Об этом четко говорит необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Под кассой п.п. 8 п. 3 упомянутого Положения понимает помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличности, других ценностей и кассовых документов.

Исходя из приведенного определения кассой можно считать:

— отдельное помещение (комнату), оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению денежных и других ценностей;

— рабочее место кассира (в том числе если оно расположено в помещении, в котором работают другие работники бухгалтерии), на котором осуществляются наличные расчеты и ведется кассовая книга;

— место проведения наличных расчетов в торговой точке (точке предоставления услуг, выполнения работ).

При этом обратите внимание: в кассе нельзя хранить наличность и другие ценности, не принадлежащие предприятию (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки).

Все обязанности по организации кассы на предприятии возложены на его руководителя

Так, в соответствии с уже упомянутым необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки руководители предприятий должны обеспечить:

— надлежащее обустройство касс;

— надежное хранение наличных денежных средств в кассах;

— сохранность наличных средств при доставке из учреждения банка и сдаче в учреждение банка.

Если по вине руководителя не были созданы необходимые условия для обеспечения сохранности средств во время их хранения и транспортировки, именно он несет за это ответственность в установленном законодательством Украины порядке (об ответственности вы можете прочесть в разделе 11 на с. 96).

Также имейте в виду: выносить кассовые документы из помещения предприятия можно только при наличии письменного разрешения руководителя или главного бухгалтера (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки). При этом документы обязательно должны быть возвращены в помещение предприятия до конца рабочего дня.

1.2. «Вооружаемся» внутренними документами

Прежде чем приступить к осуществлению наличных расчетов, вопросы, связанные с совершением кассовых операций, необходимо урегулировать документально. Для этого следует издать два основных документа: приказ о кассовой дисциплине и Порядок оприходования наличности в кассе предприятия. Что они собой представляют и как их правильно составить, расскажем далее.

Приказ о кассовой дисциплине

Прежде всего «наличнорасчетникам» стоит издать приказ о кассовой дисциплине. Нет-нет, строгой «обязаловки» это делать нет. Ни необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, ни какой-либо другой нормативный документне содержат подобного требования. Однако наличие такого приказа способствует улучшению организации кассовой работы на предприятии, а также соблюдению требований необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. Поэтому в ваших же интересах обзавестись таким полезным документом.

Содержание приказа о кассовой дисциплине также ничем не регламентировано. Так что каждое предприятие само решает, что в него целесообразно включить. Но мы здесь можем немного подсказать. На наш взгляд, в таком приказе не лишним будет:

— указать, кто является лицом, ответственным за организацию и ведение кассовых операций на предприятии (кассир, бухгалтер, главный бухгалтер и т. д.);

— перечислить лиц, на которых возлагаются обязанности кассира во время его временного отсутствия (на период отпуска, временной нетрудоспособности и т. д.). О том, как оформить временную замену кассира, см. на с. 10 этого спецвыпуска;

— указать на необходимость ознакомления работника, выполняющего обязанности кассира, с требованиями необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки и внутренним Порядком оприходования наличности в кассе предприятия (см. с. 6);

— установить необходимость заключения с работником, выполняющим обязанности кассира, договора о полной индивидуальной материальной ответственности (подробнее об этом см. в подразделе 2.4 на с. 17);

— описать схему документооборота при оформлении кассовых операций, в том числе перечислить лиц, уполномоченных руководителем на подписание расходных кассовых документов (о порядке документального оформления кассовых операций подробно читайте в разделе 4 на с. 26);

— установить ответственного за получение наличности в банке, а также своевременную сдачу суммы средств, превышающей установленный на предприятии лимит кассы, в учреждение банка;

— установить периодичность проведения инвентаризации кассы (подробнее об инвентаризации кассы см. в разделе 10 на с. 89);

— определить лицо, которое будет осуществлять контроль за выполнением требований приказа;

— предусмотреть другие особенности осуществления кассовых операций на предприятии.

Ориентиром для составления собственного приказа о кассовой дисциплине может послужить наш пример.

Порядок оприходования наличности в кассе предприятия необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки...

Другие материалы из "Податки та бухгалтерский учет", 2018, № 32:
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки


Подписаться на необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки