Прежде всего следует заметить, действующий Закон «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» уже предполагает, что проверки предприятий пищевой промышленности проводят без предварительного уведомления, однако это противоречит закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», который предусматривает обязанность госоргана предупредить предприятие о проверке за 10 дней до ее начала. Таким образом теряется эффект внезапности и часто оператор рынка, зная о приходе инспектора, часто успевает скрыть несоответствия и «с честью» встретить инспекцию.
С вступлением в силу Закона «О контроле ...» бизнес должен быть готов к приходу представителя органа контроля без анонса. Это не касается аудита системы НАССР - аудит постоянно действующих процедур, основанных на принципах НАССР, проводится при условии уведомления оператора рынка не позднее, чем за три рабочих дня до осуществления такого мероприятия. Это связано с необходимостью подготовить необходимый пакет документов и обеспечением участия в этом процессе всех ответственных работников, которые отвечают за внедрение системы на предприятии.
Еще одной новацией, которая вводится упомянутым Законом, периодичность проверок. До вступления в силу Закона о контроле, плановое мероприятие государственного контроля операторов рынка с высокой степенью риска осуществляется максимум раз в два года, с низким - раз в пять лет.
С вступлением в силу нового Закона контроль станет риск-ориентированным и будет проводиться с периодичностью, достаточной для достижения целей этого закона - повышение безопасности продуктов. То есть, предприятия будут проверять в зависимости от степени риска для жизни и здоровья людей. Например, предприятие, которое отнесено к высокой степени риска, будет проверяться раз в квартал. При такой категоризации будет приниматься во внимание вид продукции, с которой имеет дело предприятие, особенности соответствующего производственного процесса, количество произведенной продукции, результаты предварительных мер государственного контроля, эффективность бизнес-процессов предприятия и другая информация, которая может свидетельствовать о нарушении им законодательства.
Бизнес, который грубо нарушает законодательство, сразу попадает в категорию недобросовестных, поскольку в соответствии с новым Законом в случае попадания в розничную торговлю опасных для жизни и здоровья пищевых продуктов, Госпродпотребитслужба немедленно, после выявления этого факта, публикует на своем сайте соответствующую информацию.
За нарушение нового закона предусмотрены жесткие санкции для нарушителей. Так сумма штрафа для юридических лиц может достигать 70 000 гривен - в зависимости от совершенного правонарушения. Суммы штрафов фиксированные и определены в минимальных заработных платах.
Закон определяет 8 видов нарушений из 19-ти, наложению которых предшествует предписание - письменное требование должностного лица органа контроля об устранении нарушения. Невыполнение предписания влечет применение меры административного воздействия в виде штрафа.
Для примера это такие нарушения как:
- производство и/или оборот пищевых продуктов или кормов с использованием незарегистрированной мощности - штраф 74 460 грн на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей - 40 954 грн;
- производство, хранение пищевых продуктов или кормов без получения эксплуатационного разрешения - штраф 111 690 грн на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей 74460 грн;
- невыполнение определенной законом обязанности по внедрению на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР) штраф 111 690 грн на юридических лиц, 55 845 грн на физических лиц-предпринимателей;
- нарушение требований по обеспечению прослеживаемости - штраф 238 272 грн на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей - 18 615 грн;
- предложение к реализации или реализация скоропортящихся пищевых продуктов или кормов, сроки хранения которых истекли, если в результате этого продукты питания или корма не стали вредными для здоровья человека или животного, - 44 676 грн штрафа на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей - 29784 грн и тому подобное.
Если же будут выявлены факторы, которые будут представлять угрозу для жизни и здоровья человека, то главный государственный инспектор Госпродпотребитслужбы вправе принять решение о временном прекращении работы предприятия на срок до 10 рабочих дней. Остановка работы более этот срок осуществляется только по решению суда.
Причем такие проверки могут быть не только на производстве. Например, нередко бывает, что товар портится при перевозке или неправильном хранении в магазине. Тогда, чтобы найти виновного, будет проверяться вся цепочка. Кроме того, в проверках со стороны предприятия могут принимать участие представители общественных организаций.
Чтобы сократить случаи возможной коррупции в ходе инспекций новый Закон предусматривает видеофиксацию мероприятия контроля. И с 4 апреля текущего года для проведения видеофиксации проверок согласие субъектов хозяйствования не нужно. При этом право проводить видеофиксацию имеет не только инспектор, но и сам субъект хозяйствования.
По Закону о контроле, если оператор рынка не согласен с результатами первого лабораторного исследования, он имеет право требовать проведения так называемого арбитражного исследования, результаты которого являются окончательными.
Кардинальные изменения ожидают и импортеров пищевых продуктов и кормов.
В частности, закон дает определение понятия «груз».
Кроме того, Закон предусматривает 5-летний переходный период, в течение которого соответствующе должным образом должны быть оснащены пункты пропуска на украинской границе для осуществления проверок непосредственно на государственной границе. В течение указанного периода соответствующие проверки могут осуществляться, как и ранее, в зонах таможенного контроля на территории Украины.
Даже после обустройства пограничных постов, согласно установленным требованиям, не все виды пищевых продуктов и кормов подлежат контролю на государственной границе. Только определенный соответствующим приказом Минагрополитики перечень пищевых продуктов и кормов (преимущественно животного происхождения, а также сено и солома) будет подлежать этому требованию. Продукция, не добавленная в соответствующий перечень, подлежит контролю безопасности на границе только в исключительных случаях.
Также четко определяется перечень сопроводительных документов при перевозке продукции, порядок и частота проверки, основания для отбора образцов и их лабораторного исследования в рамках физической проверки.
Следует заметить, что с 4 апреля текущего года в случае поступления обращения гражданина о нарушениях в сфере безопасности пищевых продуктов Госпродпотребитслужба вправе осуществлять внеплановые проверки без получения согласия органа государственной власти, который осуществляет формирование политики в этой сфере (Государственной регуляторной службы или Министерства аграрной политики и продовольствия).
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки