Андрей Кривещенко, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
Депутаты предложили убрать ряд пробелов в законах о деятельности банков и взаимодействии с клиентами.
Так, 3 февраля 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения доверия между банками и их клиентами».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Сергей Рыбалка, Михаил Довбенко, Руслан Демчак, Павел Ризаненко, Максим Поляков и Иван Фурсин.
Деятельность банковского сектора Украины стремительно падает
Так, действующее законодательство Украины имеет ряд недостатков, которые снижают эффективность деятельности банковского сектора Украины, блокируя восстановление кредитования и создавая лишние бюрократические препятствия.
Сейчас банковская система имеет достаточную ликвидность, но средства банков преимущественно направляются не на долгосрочное кредитование, а на выдачу краткосрочных потребительских ссуд населению, а также в безрисковые инструменты НБУ и правительства. Среди факторов, которые влияют на сдерживание кредитования, в основном, те, которые не зависят от действий банков, в частности:
• низкий уровень инвестиционной привлекательности страны;
• значительные риски неплатежеспособности потенциальных заемщиков;
• наличие значительного объема проблемных кредитов в портфелях банков;
• судебные риски и проблемы с реализацией залога, использование схем для уклонения от возврата кредитов через ликвидацию, нивелирование поручительства как вида обеспечения обязательств и т.п.
Договоры почти не выполняются, инструменты обеспечения не действуют, поэтому банки и их клиенты избегают правоотношений с новыми партнерами. При таких условиях бизнес целиком зависит от уже налаженных связей и через искусственную изоляцию не способен перестраиваться и нормально развиваться.
Как отмечается в пояснительной записке, если по состоянию на 1 января 2014 года доля просроченной задолженности по кредитам в общей сумме кредитов по банковской системе составляла 7,7%, то на начало января 2015 года она выросла до уровня 13,5%, по состоянию на первый месяц 2016 года достигла показателя в 22,1%, а по состоянию на начало января 2017 года достигла предела в 24,2%. И это только официальные данные, а реальная картина может оказаться гораздо страшнее.
Должники не возвращают долги кредиторам
Кризис платежеспособности в Украине вытолкнул наружу ряд пробелов национального законодательства, которыми достаточно успешно пользуются недобросовестные должники, чтобы не возвращать долги кредиторам и избегать ответственности за невыполнение своих обязательств. Это, в частности:
• неэффективный (формальный) институт поручительства, в т.ч. существование широко применяемой схемы уклонения от исполнения обязанности по договору поручительства путем ликвидации основного должника-юридического лица;
• сложный и рисковый механизм определения изменяемой процентной ставки;
• несовершенство инструментов внесудебного урегулирования, что на практике нивелирует применение этого способа урегулирования долга;
• необъективное определение стоимости предмета ипотеки при принятии на баланс кредитора этого имущества в счет погашения долга в случае объявления торгов несостоявшимися;
• наличие в законодательстве норм, которые позволяют прекратить ипотеку в судебном порядке, несмотря на наличие непогашенной задолженности должника перед кредитором;
• пробелы в законодательстве, которые позволяют отчуждать имущество должников без согласия залогодержателя;
• отсутствие возможности проверки банком в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан информации, что влияет на способность выполнения лицом собственных обязательств и т.п.
Как предлагают изменить законодательство
Таким образом, для повышения качества и доступности финансовых услуг необходимо принятие следующих изменений в законодательство:
1. Изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» обусловлены тем, что в банковских учреждениях находится, кроме денежных средств умерших владельцев, еще и другое движимое имущество, находящееся на сохранении у банковских учреждений, по договорам о предоставлении в аренду индивидуального сейфа для хранения ценностей, и/или в залоге, по договорам заведения.
2. Изменения в Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» решат следующие вопросы:
- устранят бюрократические препятствия и приведут этот Закон в соответствие со ст. 207 Гражданского кодекса Украины с целью применения банками договоров в виде электронных документов;
- обеспечат право физическим лицам, которые не имеют возможности явиться в банк для получения карты, пользоваться своими денежными средствами. Действующие нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» не дают возможности доверенным лицам, имеющим засвеченные доверенности, получить платежные карты. Кроме этого, действующие нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» нарушают нормы Гражданского кодекса Украины в части представительства по доверенности, а также в части свободного распоряжения своими средствами. Принятие предложенных изменений будет иметь положительный эффект как для всей банковской системы, так и для клиентов, поскольку улучшит взаимопонимание между банком и клиентом.
Предлагаемые изменения в Гражданский кодекс
1. Так, предлагается внести изменения в статьи 543, 593 Гражданского кодекса Украины, что уменьшит риски нарушения прав кредиторов при прекращении субъекта хозяйствования. Предлагается добавить следующую строку: «Ликвидация солидарного должника-юридического лица, смерть солидарного должника-физического лица не прекращают обязанность остальных солидарных должников перед кредитором и не меняют его объема и условий выполнения».
2. Изменения в ст. 559 Гражданского кодекса Украины устранят коллизии законодательства, которые фактически привели к полному нивелированию поручительства как вида обеспечения обязательств. В случае изменения обязательства без согласия поручителя, вследствие чего увеличился объем его ответственности, поручительство прекращается только в части такого увеличения, а поручитель несет ответственность за нарушение обязательства должником в объеме, который существовал до его изменения.
3. Изменения в ст. 1056-1 Гражданского кодекса Украины обеспечат более четкий и прозрачный механизм определения изменяемой процентной ставки, что создаст реальный рыночный механизм определения стоимости кредитных ресурсов. Если иное не установлено законом, то в случае применения изменяемой процентной ставки кредитор самостоятельно, с определенной в кредитном договоре периодичностью, имеет право изменять процентную ставку согласно условиям и в порядке, установленных кредитному договору; кредитодатель обязан письменно уведомить заемщика, а в случае увеличения процентной ставки поручителя и других обязанных по договору лиц об изменении процентной ставки в течение 15 календарных дней от даты с которой применяется новая ставка. В случае несогласия заемщика с увеличением процентной ставки, заемщик имеет право расторгнуть договор и погасить задолженность по договору в полном объеме в течение 30 календарных дней с даты получения уведомления об увеличении процентной ставки. При этом до момента полного погашения задолженности, но не более чем 30 календарных дней с даты получения уведомления об увеличении процентной ставки, применяется прежний размер процентной ставки.
4. Изменения в статьях 1281, 1282 и 1296 Гражданского кодекса Украины уменьшат возможности для уклонения от выполнения кредитных обязательств при наследовании имущества заемщика.
Изменения в законодательную базу Украины
Так, предлагается внести изменения в Закон Украины «Об ипотеке», о дорожном движении и нотариате, о госрегистрации вещных прав на недвижимость и актов гражданского состояния, а именно:
1. Изменения в Закон Украины «Об ипотеке» обеспечат действенный механизм принятия кредитором предмета ипотеки на баланс. В договоре об удовлетворении требований ипотекодержателя или в соответствующем предостережении в ипотечном договоре должны быть указаны:
- условия, при наступлении которых ипотекодержатель может использовать свое право на внесудебное взыскание;
- порядок определения стоимости, по которой ипотекодержатель приобретает предмет ипотеки.
Если требования ипотекодержателя снабжены несколькими предметами ипотеки (в т.ч. по нескольким договорам ипотеки), а внесудебное обращение взыскания происходит за счет отдельного предмета ипотеки, то ипотекодержатель имеет право требовать (в т.ч. путем внесудебного урегулирования) исполнение обязательства должником и/или ипотекодателем в части, которое осталось невыполненным после завершения внесудебного урегулирования по таким отдельным предметом ипотеки.
Завершением внесудебного урегулирования является государственная регистрация прав собственности на предмет ипотеки:
- за ипотекодержателем (если обращено взыскание на предмет ипотеки путем приобретения его в собственность ипотекодержателем);
- за покупателем (если обращено взыскание на предмет ипотеки путем продажи ипотекодержателем третьему лицу).
3. Изменения к Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» направлены на защиту прав ипотекодержателя в случае государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество согласно оговорки или договору об удовлетворении требований ипотекодержателя.
4. Изменения в Закон Украины «О государственной регистрации актов гражданского состояния» предоставят возможность банками исключительно с согласия физического лица-клиента проверять сведения, предоставленные заемщиками при инициировании предоставления банком кредита (в частности, о наличии у потенциального заемщика несовершеннолетних детей, факта регистрации брака или его расторжения и т.п.); а также обеспечит банкам возможность проверки факта смерти клиента банка для дальнейшей работы с наследниками.
Законопроект устранит риски в операциях с кредитованием
Принятие законопроекта позволит снизить риски на всех стадиях кредитования (выдача, обслуживание, возврат кредитов).
Обеспечение эффективных механизмов возврата кредитных средств в банковскую систему Украины уменьшит объем проблемной задолженности в банковском секторе. Уменьшение рисков банковских учреждений на перспективу будет способствовать удешевлению кредитных ресурсов, что сделает банковский кредит более доступным для субъектов хозяйствования и граждан.
Рост объемов финансирования банками национальной экономики обеспечит увеличение объемов производства, наличие ресурса для модернизации национальных предприятий с целью усиления их конкурентоспособности, в т.ч. и на внешних рынках.
Усиление защиты банковских инвестиций в экономику сделает инвестиционный климат нашего государства более привлекательным, что будет способствовать привлечению дополнительных средств для развития нашей страны. Совокупность этих факторов обеспечит рост благосостояния населения Украины.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки