Специалистов ГФСУ спросили: каков порядок направления налогоплательщиками письменных обращений в электронном виде через веб-порталы контролирующих органов, срок их рассмотрения и получения ответа?

В ответе налоговики напомнили, что согласно ст. 40 Конституции Украины все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

Оформление и обработка письменных обращений граждан, в том числе и тех, что направлены с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронное обращение), осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины от 2 октября 1996 № 393/96-ВР «Об обращениях граждан» с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 393) и Порядка рассмотрения обращений и организации личного приема граждан в Государственной фискальной службе Украины и ее территориальных органах, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.03.2015 № 271 (далее - Порядок № 271).

Согласно части шестой ст. 5 Закона № 393 письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронное обращение).

В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. В электронном обращении также должно быть указана электронная почта, на которую заявителю может быть направлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применение электронной цифровой подписи при отправке электронного обращения не требуется (часть седьмая ст. 5 Закона № 393).

Абзацами третьим и четвертым п. 5 раздела II порядка № 271 определено, что электронное обращение, направленное без использования электронной подписи, должно иметь вид скан-копии или фотокопии обращения с подписью заявителя с указанием даты.

Информация об электронных почтовых адресах контролирующих органов размещается на веб-портале ГФС и на суб-сайтах территориальных органов ГФС в сети Интернет.

Пунктом 1 разд. ІV Порядка № 271 установлено, что сроки рассмотрения обращений граждан исчисляются в календарных днях, начиная со дня регистрации таких обращений. Датой исполнения обращения гражданина является дата регистрации ответа на него.

Обращение, оформленное без соблюдения требований ст. 5 Закона № 393, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня поступления, за исключением случаев, предусмотренных частью первой ст. 7 Закона № 393 (п. 12 раздела II порядка № 271).

Если вопросы, затронутые в обращении, не относятся к компетенции органов ГФС, в соответствии со ст. 7 Закона № 393 такое обращение в срок не более пяти дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

В случае если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом ГФС, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями (п. 8 разд. ІV Порядка № 271).

Сообщение о принятии решения о прекращении рассмотрения обращения в соответствии со ст. 8 Закона № 393 отправляется в срок, определенный ст. 20 Закона № 393 (п. 9 Раздел IV Порядка № 271).

Согласно ст. 20 Закона № 393 обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.

Передачи и обработки обращений юридических, самозанятых лиц и т.д. в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 30.11.2011 г.. № 1242 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти» ( далее - постановление № 1242).

В соответствии с пунктом 148 постановления № 1242 доставка документов в учреждение осуществляется, в частности с использованием средств электросвязи. Каналами электросвязи доставляются: телеграммы (телетайпограммы), факсограммы, телефонограммы, электронные документы с применением электронной цифровой подписи и документы в электронной форме без электронной цифровой подписи (в сканированных форме).

Согласно пункту 152 постановления № 1242 направленные не по адресу документы возвращаются отправителю без их рассмотрения.

В соответствии с пунктами 190, 191, 192 постановления № 1242 срок исполнения документа может устанавливаться в нормативно-правовом акте, распорядительном документе или резолюции руководителя учреждения. Если последний день срока исполнения документа приходится на нерабочий день, последним днем срока исполнения документа считается первый день после нерабочего дня. Сроки могут быть типовыми или индивидуальными. Типовые сроки исполнения документов устанавливаются законодательством. Сроки выполнения основных документов приводятся в приложении 15. Индивидуальные сроки устанавливаются руководством учреждения (структурного подразделения). Документы, в которых не указан срок исполнения, должны быть выполнены не позднее, чем за 30 календарных дней с момента регистрации документа в учреждении, к которому поступил документ.

Согласно пункту 208 постановления № 1242 днем выполнения, в том числе запросов, обращений считается день регистрации в учреждении выходных документов о выполнении задач.

Следует отметить, что на официальном веб-портале ГФС обеспечена возможность направления обращений плательщиков с использованием электронной цифровой подписи через электронный сервис «Электронный кабинет плательщика» (обновленная версия) (далее - ЭКП). В главном меню личного кабинета ЭКП в разделе «Переписка с ГФС» осуществляется формирование, подписание и направление обращения путем заполнения соответствующих реквизитов диалогового окна.

Алгоритм отправки обращения с использованием электронной цифровой подписи изложен в разделе «Помощь» ЭКП.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки