Согласно ст. 1 Закона Украины от 03.07.1996 года № 270/96-ВР «О рекламе», реклама – это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товаров. Мероприятия рекламного характера - мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и / или их обмен с потребителями одного количества или одного вида товаров, которые рекламируются, на другой.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость по п.185.1 ст.185 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 №2755-VI (с изменениями и дополнениями), далее - НКУ, являются операции плательщиков налога по:

а) поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 НКУ,

б) поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 настоящего Кодекса.

Согласно п.187.1 ст.187 НКУ датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров / услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедших ранее:

а) дата зачисления средств от покупателя / заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров / услуг, подлежащих поставке;

б) дата отгрузки товаров.

Согласно п. 188.1 ст. 188 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров / услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме акцизного налога на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, которое справляется со стоимости услуг сотовой подвижной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями - субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе, компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров).

При этом база налогообложения операций по поставке товаров / услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров / услуг, база налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров / услуг не может быть ниже обычных цен, а база налогообложения операций по поставке необоротных активов не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов - исходя из обычной цены), за исключением:

товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию;

газа, поставляемого для нужд населения.

Поставкой товаров в соответствии с п.п.14.1.191 п.14.1 ст.14 НКУ является любая передача права на распоряжение товарами как собственник, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставки товаров по решению суда.

В соответствии с пп. 14.1.13 п. 14.1 ст. 14 НКУ, бесплатно предоставленными товарами являются товары, предоставляемые согласно договорам дарения, другим договорам, по которым не предусматривается денежная или иная компенсация стоимости таких товаров или их возврата, либо без заключения таких договоров.

Налоговый кредит отчетного периода в соответствии с п. 198.3 ст. 198 НКУ определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров / услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 НКУ, в течение такого отчетного периода в связи с: приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг; приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте.

Начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, такие товары / услуги и основные фонды используются в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

Учитывая вышеизложенное, в состав налогового кредита отчетного периода включаются все начисленные (уплаченные) плательщиком суммы НДС при приобретении товаров / услуг при условии своевременной регистрации поставщиками налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН). Хозяйственной деятельностью согласно п.п. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 НКУ является деятельность человека, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода.

Таким образом, если стоимость товаров / услуг, приобретенных для проведения рекламных мероприятий (в т.ч. для создания и бесплатного распространения товаров / услуг рекламного назначения), включается в стоимость товаров / услуг, которые используются в операциях, связанных с получением доходов , то считается, что такие товары / услуги приобретаются для использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.

По вопросу, каким образом и на основании каких первичных документов отображается включение стоимости розданных образцов товара, которые принимают участие в рекламной акции, в цену продажи различных партий рекламируемых товаров, сообщаем следующее.

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 года № 318 (с изменениями и дополнениями, далее - П (С) БУ 16).

Согласно п. 5 П (С) БУ 16, расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.

Отражение расходов на проведение рекламных мероприятий возможно лишь при наличии соответствующих первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями статьи 9 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996 ХІV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (с изменениями и дополнениями) и нормативных документов , в частности, Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88.

При этом первичными документами, подтверждающими отнесения на расходы предприятия маркетинговых и рекламных мероприятий, могут быть, в частности, следующие документы:

- Договор с организацией, которая предоставляет помещение для проведения рекламной акции,

- Смета расходов на проведение рекламных мероприятий (номенклатура и количество образцов товаров, предусмотренных передавать во время проведения мероприятий),

- Счета, платежные документы,

- Расходные накладные для оформления отпуска материальных ценностей со склада / акт списания (для отображения образцов продукции в составе расходов предприятия),

- Акт выполнения услуг / отчет о фактических расходах на проведение рекламных мероприятий.

При безвозмездной раздачи материальных ценностей происходит уменьшение активов предприятия, согласно п. 6 П (С) БУ 16, является критерием признания расходов.

В дальнейшем расходы на проведение рекламных мероприятий могут учитываться при формировании отпускной стоимости товаров, используемых в операциях, связанных с получением доходов.

Вместе с тем, если стоимость товаров (услуг), приобретенных / изготовленных для проведения маркетинговых / рекламных мероприятий, не включается в стоимость продажи готовой продукции (товаров / услуг), которые используются в налогооблагаемых операциях, связанных с получением доходов, безвозмездная передача такого товара подпадает под определение операции по поставке товара (п.п.14.191 п.14.1 ст.14 НКУ) и облагается НДС на общих основаниях.

При этом база налогообложения по НДС определяется исходя из цены приобретения товаров / услуг, балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов или обычных цен и превышает сумму поставки таких товаров / услуг, необоротных активов, определенную исходя из их договорной стоимости, то есть цена приобретения / балансовая (остаточная) стоимость / обычная цена превышает фактическую цену (договорную стоимость) поставки, поставщик (продавец) составляет две налоговые накладные: одну - на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки, другую - на сумму, рассчитанную исходя из превышения цены приобретения / балансовой (остаточной) стоимости / обычной цены над фактической ценой. Такая налоговая накладная получателю (покупателю) не предоставляется, в строках такой налоговой накладной, отведенных для заполнения данных покупателя, поставщик (продавец) отмечает собственные данные.

Особенности составления налоговой накладной при осуществлении операции по безвозмездной поставке товаров / услуг определен в пункте 20 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 №1307 «Об утверждении формы налоговой накладной и Порядка заполнения налоговой накладной».



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки