Автор: Казанова Марина, налоговый эксперт, m.kazanova@buhgalter911.com
Сколько уже писано-переписано на тему составления налоговых накладных. Но вопросы есть. И вопросов много. Поэтому сегодня предлагаем вам блиц-ответы-подсказки на часто задаваемые вопросы по составлению «подрядно-услужных» налоговых накладных. Номенклатура услуг (гр. 2)
Поставляем работы: расписывать ли использованные материалы?

— заключен договор только на выполнение работ либо он предусматривает поставку материалов/оборудования + выполнение работ по их установке/замене/монтажу;
— предусматривается ли отдельная оплата материалов заказчиком либо они включены в стоимость выполняемых работ.
Условия договора | Что указывать в номенклатуре налоговой накладной | |
Выполнение работ (изготовление, обработка, переработка, ремонт вещи) | Стоимость материалов включена в стоимость работ | Перечислять номенклатуру использованных для выполнения работ материалов/запчастей в налоговой накладной не нужно. Ведь в этом случае поставляются именно результаты работ. С юридической точки зрения выполнение работ является самостоятельной операцией, а не совокупностью операций по продаже сырья и работ по его переработке. Поэтому материалы, использованные для ремонта, не являются самостоятельным объектом поставки. Они составляющие одной операции — поставки услуг. Подтверждал этот вывод и ВАСУ (определение от 10.04.2014 г. по делу № 2а-9653/10/0570) |
Стоимость материалов оплачивается отдельно | В этом случае договор, по сути, предусматривает два отдельных предмета договора — работы/услуги и покупные материалы. Имеет место поставка как товаров, так и услуг. Поэтому в налоговой накладной, помимо перечня выполняемых работ, придется привести и номенклатуру использованных материалов (если использовались импортные материалы — с указанием их кода УКТ ВЭД в гр. 3 налоговой накладной) | |
Поставка материалов/оборудования + выполнение работ по их установке/монтажу |

Для производственных, технологических и сметных нужд строительства такие работы (услуги) подлежат детализации, оставаясь при этом все равно строительными работами (услугами).
Поэтому считаем, что в качестве номенклатуры налоговой накладной можно:
— либо просто указывать «ремонтно-будівельні роботи у приміщенні за адресою…»;
— либо детализировать суммы по этапам выполнения подрядных работ. Например, «Будівельні роботи із заміни вентиляції згідно з Актом по формі КБ-2в № 1-16 від 10.09.2016 р.».
Единица измерения (гр. 4 и 5)

Исходя из вопроса, подрядчик выполняет работы, не имеющие количественного выражения, либо выполняются строительно-монтажные работы, каждая составляющая которых может иметь разную единицу измерения. Поскольку речь идет о работах, то, действительно, использовать единицу измерения «послуга» на первый взгляд кажется не совсем логично. Ведь ГКУ отличает работы и услуги.


Резюмируем. Если работы не имеют количественного выражения, то в качестве единицы измерения в налоговой накладной на работы целесообразно указывать в гр. 4 — «грн», в гр. 5 — код «2454». Допустимо также использовать единицу измерения «послуга». Если речь идет о составлении налоговой накладной на частичную предоплату, то в гр. 4 следует указывать единицу измерения «послуга» (гр. 5 в этом случае остается пустой).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Налоговая накладная на работы в стоимостном выражении (общая стоимость с НДС — 60000 грн.) | |||||||||
1 | Ремонтні роботи | | грн | 2454 | 1 | 50000,00 | 20 | | 50000,00 |
Налоговая накладная на работы в стоимостном выражении (аванс — 30 %) | |||||||||
1 | Ремонтні роботи | | послуга | | 0,3 | 50000,00 | 20 | | 15000,00 |
Работы в одном периоде — акт подписан в другом

Поставка услуг с оплатой за счет бюджетных средств

Важно! Это правило работает только в том случае, если оплата осуществляется именно за счет бюджетных средств. Подтверждением того, что товары/услуги оплачиваются за счет бюджетных средств, является наличие в договоре на поставку товаров/услуг условия, что оплата за поставленные товары/услуги осуществляется с соответствующего счета Государственного казначейства Украины (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки).
Количество налоговых накладных

* Обобщающая налоговая консультация, утвержденная необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
При этом в ситуации, когда поступила предоплата одной суммой по одному договору, следует составить одну налоговую накладную**.
** Подробнее этот момент рассмотрен в необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
Подписаться на необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки