16.05.2016 г. Государственная фискальная служба необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки утвердила Методические рекомендации относительно фиксации в актах проверок результатов обработки документально оформленных плательщиками налогов нереальных хозяйственных операций. Как налоговики будут собирать доказательную базу относительно бестоварных операций и отображать их в актах проверок узнавал необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

Ключевыми факторами, позволяющими формировать доказательную базу по документально оформленным нереальным хозяйственным операциям, по мнению органов ГФС, является то, что:

  1. в базах данных контролирующих органов имеется и может дополнительно выясняться из других источников налоговая информация о СХ цепи, их деятельность по документально оформленному движению идентифицированного товара по определенной цепи;
  2. согласно части первой ст. 656 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) предметом договора купли-продажи может быть товар, который есть у продавца на момент заключения договора или будет создан (приобретен, получен) продавцом в будущем. Аналогичная норма содержится в ст. 264 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ГКУ), в соответствии с которой материально-техническое снабжение и сбыт продукции осуществляется путем поставки продукции, приобретенной у других субъектов хозяйствования или собственного производства;
  3. согласно части четвертой ст. 180 ГКУ условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять требования к качеству продукции, с соблюдением условий, обеспечивающих защиту интересов конечных потребителей товаров. Правила розничной торговли содержат требования по надлежащей идентификации товаров и подтверждения их происхождения. Указанные и другие нормы законодательства свидетельствуют об обязанности ответственных должностных лиц «покупателей» быть осведомленными о действительном источнике происхождения товаров;
  4. учитывая нормы части первой ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», любой документ по идентифицированному товару имеет силу первичного документа только в случае фактического осуществления хозяйственной операции, что в свою очередь должно подтверждаться, в том числе, реальным источником происхождения (производства) определенного товара в объеме, указанном в первичном документе и налоговой накладной;
  5. выводы по нереальности исследуемой хозяйственной операции основываются на совокупности выясненных доказательств, их объективности и тесной связи с такой операцией.

[b]Доказывание нереальности хозяйственных операций[/b]
Формирование во время контрольных действий доказательной базы по документально оформленным нереальным хозяйственным операциям предполагает выяснение комплекса следующих фактов:

  1. Невозможность осуществления хозяйственной операции по идентифицированному товару в связи с отсутствием факта (источника) его законного введения в обращение и / или реального задекларированного производства.
  2. Неосуществление или невозможность осуществления «продавцами» хозяйственной деятельности (в определении пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Кодекса и частями первой и второй ст. 3 и части первой ст. 43 ХКУ) и соответствующей нереальной хозяйственной операции.
  3. Негативная информация о документальном оформлении операции (наличие ошибок в накладной, незаключение договора в письменной форме и т.д.).
  4. Отсутствие документа о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификата соответствия и т.д.), наличие которого предусмотрено техническим регламентом, договором или согласно обязательной сертификации, или внесение недостоверных данных в соответствующий документ.
  5. Отсутствие у «продавцов» документов разрешительного характера или лицензии без наличия которых субъект хозяйствования не может продолжать определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или законного права на производство продукции.
  6. Участие СХ цепи (их должностных или служебных лиц) в отладке неучтенного производства товаров или допущение нарушений таможенных правил при их импорте (экспорте) (выясняется по данным правоохранительных, контролирующих и других государственных органов, решений судов).
  7. Другая информация, которая свидетельствует об осуществлении СХ цепи нереальной хозяйственной операции.

[b]Документирование результатов отработки нереальных хозяйственных операций[/b]
В зависимости от примененной разновидности контрольных действий по СХ цепи по их результатам составляются акты документальных проверок или обобщается налоговая информация по рекомендованной ДФС форме (письмо от 03.06.2015 № 19563/7 / 99-99-22-02-01-17).

Акт документальной проверки СХ цепи составляется с соблюдением Порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.08.2015 № 727, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26 октября 2015 за № 1300/27745, и в части освещения результатов исследования нереальных хозяйственных операций и должен содержать:

  1. Описание документального оформления проверенным СХ цепи нереальной хозяйственной операции.
  2. Совокупность доказательств по нереальности хозяйственной операции.
  3. Заключение об отсутствии в действительности операции, которая является предметом соответствующего сделки, неправомерности (безосновательности) документального оформления нереальной хозяйственной операции при составлении первичных документов и их отражении в регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
  4. Вывод о нарушении норм налогового законодательства.
Акт проверки может содержать ссылки только на нормативно-правовые акты (кодексы, законы, постановления Кабинета Министров Украины, зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины приказы органов государственной власти). Недопустимо осуществлять ссылки на внутренние (методические, обзорные, рекомендационные т.п.) документы ГНА, ДПС, Миндоходов и ГФС, письма судов и т.п., которые могут использоваться только как инструментарий для формирования доказательной базы. Факты нарушений излагаются кратко и без цитирования общих положений нормативно-правовых актов, зато указываются только конкретные их нормы, которые нарушены.

Ключевым в совокупности доказательств по нереальности хозяйственной операции является доказывание невозможности осуществления хозяйственной операции по идентифицированному товару в связи с отсутствием факта (источника) его законного введения в обращение и / или реального задекларированного производства.

Эти Рекомендации могут также использоваться налоговыми органами: при исследовании нереальных хозяйственных операций по поставке услуг, за исключением положений о невозможности осуществления хозяйственной операции в связи с отсутствием факта (источника) законного введения в обращение идентифицированного товара и / или его реального задекларированного производства ; при исследовании операций по перечислению средств в счет предоплаты за исключением положений, касающихся документального оформления движения товара; при проведении документальных внеплановых проверок продавцов, которые имеют признаки рисковых налогоплательщиков по вопросу достоверности и полноты начисления ими обязательств по налогу, которые контролирующие органы обязаны осуществлять по заявлению с жалобой покупателя в соответствии с нормами п. 201.10 ст. 201 Налогового Кодекса.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки