16.05.2016 г. Государственная фискальная служба необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки утвердила Методические рекомендации относительно фиксации в актах проверок результатов обработки документально оформленных плательщиками налогов нереальных хозяйственных операций. Как налоговики будут собирать доказательную базу относительно бестоварных операций и отображать их в актах проверок узнавал необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
Ключевыми факторами, позволяющими формировать доказательную базу по документально оформленным нереальным хозяйственным операциям, по мнению органов ГФС, является то, что:- в базах данных контролирующих органов имеется и может дополнительно выясняться из других источников налоговая информация о СХ цепи, их деятельность по документально оформленному движению идентифицированного товара по определенной цепи;
- согласно части первой ст. 656 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) предметом договора купли-продажи может быть товар, который есть у продавца на момент заключения договора или будет создан (приобретен, получен) продавцом в будущем. Аналогичная норма содержится в ст. 264 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ГКУ), в соответствии с которой материально-техническое снабжение и сбыт продукции осуществляется путем поставки продукции, приобретенной у других субъектов хозяйствования или собственного производства;
- согласно части четвертой ст. 180 ГКУ условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять требования к качеству продукции, с соблюдением условий, обеспечивающих защиту интересов конечных потребителей товаров. Правила розничной торговли содержат требования по надлежащей идентификации товаров и подтверждения их происхождения. Указанные и другие нормы законодательства свидетельствуют об обязанности ответственных должностных лиц «покупателей» быть осведомленными о действительном источнике происхождения товаров;
- учитывая нормы части первой ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», любой документ по идентифицированному товару имеет силу первичного документа только в случае фактического осуществления хозяйственной операции, что в свою очередь должно подтверждаться, в том числе, реальным источником происхождения (производства) определенного товара в объеме, указанном в первичном документе и налоговой накладной;
- выводы по нереальности исследуемой хозяйственной операции основываются на совокупности выясненных доказательств, их объективности и тесной связи с такой операцией.
[b]Доказывание нереальности хозяйственных операций[/b]
Формирование во время контрольных действий доказательной базы по документально оформленным нереальным хозяйственным операциям предполагает выяснение комплекса следующих фактов:
- Невозможность осуществления хозяйственной операции по идентифицированному товару в связи с отсутствием факта (источника) его законного введения в обращение и / или реального задекларированного производства.
- Неосуществление или невозможность осуществления «продавцами» хозяйственной деятельности (в определении пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Кодекса и частями первой и второй ст. 3 и части первой ст. 43 ХКУ) и соответствующей нереальной хозяйственной операции.
- Негативная информация о документальном оформлении операции (наличие ошибок в накладной, незаключение договора в письменной форме и т.д.).
- Отсутствие документа о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификата соответствия и т.д.), наличие которого предусмотрено техническим регламентом, договором или согласно обязательной сертификации, или внесение недостоверных данных в соответствующий документ.
- Отсутствие у «продавцов» документов разрешительного характера или лицензии без наличия которых субъект хозяйствования не может продолжать определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или законного права на производство продукции.
- Участие СХ цепи (их должностных или служебных лиц) в отладке неучтенного производства товаров или допущение нарушений таможенных правил при их импорте (экспорте) (выясняется по данным правоохранительных, контролирующих и других государственных органов, решений судов).
- Другая информация, которая свидетельствует об осуществлении СХ цепи нереальной хозяйственной операции.
[b]Документирование результатов отработки нереальных хозяйственных операций[/b]
В зависимости от примененной разновидности контрольных действий по СХ цепи по их результатам составляются акты документальных проверок или обобщается налоговая информация по рекомендованной ДФС форме (письмо от 03.06.2015 № 19563/7 / 99-99-22-02-01-17).
Акт документальной проверки СХ цепи составляется с соблюдением Порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.08.2015 № 727, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26 октября 2015 за № 1300/27745, и в части освещения результатов исследования нереальных хозяйственных операций и должен содержать:
- Описание документального оформления проверенным СХ цепи нереальной хозяйственной операции.
- Совокупность доказательств по нереальности хозяйственной операции.
- Заключение об отсутствии в действительности операции, которая является предметом соответствующего сделки, неправомерности (безосновательности) документального оформления нереальной хозяйственной операции при составлении первичных документов и их отражении в регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
- Вывод о нарушении норм налогового законодательства.
Ключевым в совокупности доказательств по нереальности хозяйственной операции является доказывание невозможности осуществления хозяйственной операции по идентифицированному товару в связи с отсутствием факта (источника) его законного введения в обращение и / или реального задекларированного производства.Эти Рекомендации могут также использоваться налоговыми органами: при исследовании нереальных хозяйственных операций по поставке услуг, за исключением положений о невозможности осуществления хозяйственной операции в связи с отсутствием факта (источника) законного введения в обращение идентифицированного товара и / или его реального задекларированного производства ; при исследовании операций по перечислению средств в счет предоплаты за исключением положений, касающихся документального оформления движения товара; при проведении документальных внеплановых проверок продавцов, которые имеют признаки рисковых налогоплательщиков по вопросу достоверности и полноты начисления ими обязательств по налогу, которые контролирующие органы обязаны осуществлять по заявлению с жалобой покупателя в соответствии с нормами п. 201.10 ст. 201 Налогового Кодекса.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки