Отметим, что Положение об уценке использовалось при проведении уценки следующих активов:
товаров широкого потребления и продукции производственно-технического назначения, которые залежались (не имеют сбыта более трех месяцев) и не пользуются спросом у потребителей;
товаров и продукции, которые частично утратили свое первоначальное качество;
излишних ТМЦ. К ним относятся материалы, комплектующие изделия, другие материальные ценности, которые более трех месяцев не могут быть использованы для производства продукции (поскольку изготавливать ее нецелесообразно из-за отсутствия спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках).
Уценка ТМЦ проводится по решению руководителя предприятия по мере необходимости. Для выявления ТМЦ, подлежащих уценке, а также для ее проведения руководитель предприятия утверждает комиссию. Уценка проводится по данным инвентаризации. На основании анализа данных о наличии соответствующих ТМЦ комиссия должна составить перечни уцениваемых товаров и представить их на рассмотрение руководителя для принятия решения.
Именно процедура организации и методика осуществления уценки ТМЦ подробно изложены в отмененном Положении об уценке. Начиная с 9 марта 2016 года его применение является необязательным. То есть если предприятие приняло решение уценить ТМЦ, то ему следует руководствоваться только П(С)БУ-9.
Полагаем, что теперь механизм проведения уценки следует разработать самостоятельно, руководствуясь нормами п. 24 - 27 П(С)БУ-9. Кроме того, необходимо утвердить форму акта уценки. На наш взгляд, Положение об уценке можно использовать при разработке собственного положения, как и отмененную форму акта уценки, удалив все ссылки на данный документ.
В комментируемом письме Минэкономразвития высказывает мнение о ненужности вышеуказанного Положения об уценке, учитывая, что оценка запасов на дату баланса определена П(С)БУ-9, но относительно процедуры проведения уценки рекомендует обращаться в Минфин.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки