С 01.01.2011 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI. Этот закон внес существенные изменения и в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далее – Закон № 2756 и Закон № 265 соответственно).
В частности, Закон № 2756 дополнил преамбулу Закона № 265, благодаря чему установление случаев неприменения РРО другими законами, кроме Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), не допускается. Это привело к возникновению коллизии, связанной с физическими лицами – предпринимателями (далее – ЧП).
В соответствии со ст. 9 Закона № 265 регистраторы расчетных операций (далее – РРО) и расчетные книжки (РК) не применяются, в том числе:
- при продаже товаров (предоставлении услуг) ЧП, уплачивающими фиксированный налог;
- при продаже товаров (предоставлении услуг) ЧП, уплачивающими единый налог.
Отметим, что относительно порядка применения/неприменения ЧП РРО в п. 177.10 НКУ имеется прямая ссылка и касается она ЧП, находящихся на общей системе налогообложения. А именно: такие ЧП применяют РРО в соответствии с Законом № 265.
Относительно ЧП – плательщиков фиксированного или единого налога НКУ умолчал. Выходит, что при отсутствии подобных норм в НКУ РРО надо применять в любом случае, даже, невзирая на ст. 9 Закона № 265?
«БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» полагает, что это не так, и приводит ниже свои аргументы.
Прежде всего, мы исходим из юридического толкования слова преамбула (фр. preambule – предисловие), как вводной или вступительной части законодательного или иного правового акта, декларации или международного договора, в котором обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться правоприменителем при толковании других норм акта.
Затем, из того, что сфера применения НКУ все-таки ограничивается регулированием отношений, возникающих в сфере взимания налогов и сборов (п. 1.1 НКУ). Подтверждением этому и служит отсылка из п. 177.10 НКУ к Закону № 265.
Теперь переходим к Закону № 2756, который несет в себе изменения, связанные с принятием НКУ, и таки оставившему в ст. 9 Закона № 265 возможность не применять РРО ЧП, уплачивающим фиксированный или единый налог.
Далее обращаем внимание, в частности, на ст. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98, в которой сказано, что ЧП – плательщики единого налога имеют право не применять РРО для проведения расчетов с потребителями.
И напоследок опять возвращаемся к НКУ, а точнее к подразделу 8 его раздела XX «Переходные положения», который до внесения изменений в раздел XIV НКУ устанавливает лишь особенности в части налогообложения субъектов малого предпринимательства в этот период и никоим образом не затрагивает прочие неналоговые вопросы, в т. ч. и порядок применения/неприменения такими субъектами РРО.
В заключение, напомним о важных новшествах Закона № 265, которые вступят в силу с 01.01.2012 года:
- субъекты хозяйствования обязаны будут подавать в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО, создающего ее в электронной форме (а для РРО, создающего контрольную ленту в печатном виде, – в его памяти или в памяти подключенного к нему модема);
- за непредставление органам ГНС отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО по проводным или беспроводным каналам связи, на соответствующих субъектов хозяйствования будет налагаться штраф в размере 10 НМДГ. За подобное нарушение, которое было впервые допущено субъектом хозяйствования на протяжении 2012 года, такой штраф налагаться не будет.