Свои доводы налоговики обосновывают следующим.
Компенсации затрат на потребленные арендатором коммунальных услуг и электроэнергии не является объектом налогообложения НДС, поскольку арендодатель не осуществляет операций по поставке арендатору коммунальных услуг и электроэнергии. А раз эти операции не являются облагаемыми, то необходимо начислить условное обязательство на основании п.198.5 НКУ (если был налоговый кредит) с выпиской сводной налоговой накладной, которая не предоставляется арендатору. Таким образом, исходя из логики налоговиков, у арендодателя есть налоговый кредит и налоговое обязательство, а арендатор не имеет права на налоговый кредит.
При таком подходе у арендодателя возникают дополнительные расходы по начислению «условного» НДС, на которые придется увеличить сумму, подлежащую компенсации арендатором.
По нашему мнению, выводы налоговиков не соответствуют нормам Налогового кодекса.
ВО-ПЕРВЫХ, термин «постачання послуг» включает в себя любую операцию. Это прямо указано в п.14.1.185 НКУ. Определение «операции» в Налоговом кодексе отсутствует, поэтому обратимся к Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» в статье 1 которого есть определение «господарська операція — дія або подія, яка викликає зміни в структурі активів та зобов’язань, власному капіталі підприємства». Поскольку расчеты по компенсации коммунальных услуг, электроэнергии проходят через арендодателя, то соответственно это влияет на структуру активов и обязательств, поэтому компенсация коммунальных услуг, электроэнергии является операцией поставки для целей обложения НДС.
ВО-ВТОРЫХ, согласно п.188.1 НКУ в базу обложения НДС «включаються будь-які суми коштів, вартість матеріальних і нематеріальних активів, що передаються платнику податків безпосередньо покупцем або через будь-яку третю особу у зв’язку з компенсацією вартості товарів/послуг». Кроме того, в данном пункте также указано, что не включается в базу обложения только компенсация коммунальных услуг и электроэнергии арендодателю — бюджетной организации. Следовательно, если компенсация оплачивается арендодателям, не являющихся бюджетниками, то она включается в базу обложения НДС.
В-ТРЕТЬИХ, в отношении коммунальных услуг и электроэнергии арендодатель является посредником, следовательно, к таким отношениям может быть применен п.189.4 НКУ, указывающий на базу обложения и дату возникновения обязательства НДС при любых «інших цивільно-правових договорів та без права власності на такі товари/послуги».
Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций при налоговых проверках и не доводить дело до суда, возможны следующие варианты действий:
а) получить индивидуальную налоговую консультацию.
б) перевести арендаторов на прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуги и электроэнергии (но этот вариант не всегда возможен).
в) включить в расчет арендной платы коммунальные услуги и электроэнергию, и ежемесячно пересматривать размер арендной платы в зависимости от изменения объема потребления этих услуг; это будет соответствовать статье 762 «плата за пользование имуществом» ГКУ (такой вариант не подходит госпредприятиям, поскольку эти услуги нельзя включать в арендую плату, они должны компенсироваться отдельно согласно п.3 Постановления КМУ от 4 октября 1995г. N 786).
Тем предприятиям, которым не подходит ни один из перечисленных вариантов, предлагаем отстаивать свои права, руководствуясь изложенными выше аргументами.
Аудитор Сергей Гонтаровский
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки